ПЕЧЕРСК


Погребальная Радунка 5

Погребальная Радунка 5

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

В Киевской Духовной Академии было два брата Гошкевича - старший Осип (Иосиф) Антонович, да отец Виктора, протоиерей Иоанн Антонович, преподаватель логики, психологии и латинского языка, догматического и нравственного богословия, настоятель Царе-Константиновской церкви. Он умер в 1871 году, когда Виктору исполнилось 11 лет.

Закончив Духовную семинарию, Виктор в 1881 году поступил в Киевский университет, на математический и историкофилологический факультеты. Там же участвовал в кружке Антоновича.

Историю искусств преподавал профессор А. В. Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора. Через Прахова с Гошкевичем познакомился Виктор Васнецов и списал с него этюд, использовав его для воплощения фигуры Моисея в росписи алтарной части храма. Напомню, что голова художника Светославского послужила моделью васнецовского Моисея на фронтоне, на фреске Преображения Господнего.

Вместе с Петровым Гошкевич устроил в Лавре Музей Церковно-археологического общества. В Херсон же перебрался следом за братом своим Михаилом, на должность секретаря губернского статистического комитета. Уже в 1902 году вышла книга Виктора Ивановича «Клады и древности Херсонской губернии».

И при советской власти он продолжил свою археологическую и краеведческую деятельность с уклоном в юг Украины, а умер в 1928 году, лишь на семь лет пережив Петрова. Похоронили Гошкевича в Херсоне на городском кладбище, позже могилу перенесли в усадьбу Краеведческого музея.

А прах Петрова был предан земле Флоровского кладбища, на Замковой горе. Осквернен и сгинул! Какие толковые люди собрались в конце 19-го, начале 20 веков в Киевской Духовной академии, и как стёрся след их с лица земли. Завитневич, Петров, Лебединцев457.

Пара-другая документов про окрестности Выгуровщины и Троещины была опубликована в разрозненных книжках и статьях, а в 2011 году в Киеве тиражом 200 экземпляров вышел сборник «Документальное наследие Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве»[14].

Различные земельные грамоты, протоколы комиссий размежевания, купчие. Обсудим и попробуем соотнести с современным рельефом.

В первую очередь важны описания границ, а границы состоят из промежутков между точками. Точками служат урочища - поименованные части местности. При таком способе огра-ничивания (а он применяется поныне, но существуют карты), о сохранении точности границ на протяжении веков не может быть и речи, ведь водоемы переменяют русла, исчезают, деревья вырубаются, и так далее. Наконец, сами названия прыгают с места на место. Недавний пример - переход названия Юрковицы с отрога Щекавицы на соседнюю Лысую гору. Немудрено, что возникали земельные споры, и при каждом вызывали в свидетели старожилов, у коих выясняли, где находятся упомянутые в документах урочища. От показаний старожилов и зависел исход спора.

Перед разбором давних документов, полезным будет иметь представление о взаимном расположении Выгуровщины и Троещины в 1850 году, ведь в 1877-м последнюю перенесли дальше от берега русла, что ныне зовется Черторыей. Насколько я понимаю, тому месту ныне соответствуют улица и переулок Старосельские458.

При киевском воеводе Андрее Якубовиче Немеровиче, состоящего на этой должности в 1511-1523 годах459, в ходе разбора земельного спора между Троицким монастырем и жителями Милославщины, что принадлежала киевскому замку, четко положили границы некоему землевладению. У Гошке-вича неясно460, чьим оно было - Троицкого или Михайловского монастыря, хотя в статье запев такой: «в документах Троицкого монастыря есть прямое указание, что местность нынешней Троещины уже принадлежала этому монастырю в первой четверти XVI века», однако первые же строки описания границы противоречат сказанному, ибо документ гласит: «почавши нижей села их Милославского», а Милославское было замковым, потом Викгуры, потом Михайловского монастыря!

Для удобства, здесь и далее описания границ разбиваю на пункты:

1. Почавши нижей села их Милославского з Днепра через речку Радунку,

2. а оттою долиною ку кладовищу,

3. а от кладовища подле борку, к городищу пре-жднему где бил двор князя Семена Олелковича461,

4. а от того городища там же подле борку в прудец,

5. а от прудца долиною живцом около стойла на конец кривой нивы, аж у речку Угнор,

6. и тим Угнором к полю,

7. а от поля ку красному дубу тим же Гнором,

8. а от красного дуба живцом у залозное озеро,

9. а от того озера у Десну ку Бокланскому острову и к верхнему концу

10. а оттоль наниз Десною округ Калинова рогу также до Днепра до того ж местца.

Это определение будет дополняться и меняться в последующие столетия. Пока же, отринув другие источники, истолкуем этот.

1. Граница проходила ниже села Милославского, от Днепра через речку Радунку. Из этого не следует, что Радунка вытекает из Днепра, просто граница длится от Днепра, а затем по некой местности доходит до Радунки и далее следует «через» нее.

Но при чем тут Днепр? Сейчас, ближайшее к Выгуровщине на запад речное русло принадлежит Черторые. На берегу Черторыи стояла прежде и Троещина, однако на время рассматриваемого документа ее не существовало. Что же думать, исходя из грамоты?

Что по широте границы, русло, ныне зовомое Черторыей или Десёнкой, в 16 веке именовалось Радункой. Поскольку Черторыя в описании границы не участвует!

Другой вариант - Радункой именуют русло, известное теперь как озеро Гнилуша, и тогда исключается, что параллельно существовало другое русло Радунки по месту современной Черторыи.

2. А оттуда, долиной ко кладбищу. Долиной речки ли Радунки?

3. 4 - «а от кладовища подле борку, к городищу прежднему где бил двор князя Семена Олелковича, а от того городища там же подле борку в прудец».

Четыре смежных урочища - кладбище, борок, городище двора Олельковича, прудец.

Прудец - будущий «Прудок», здесь это, кажется, обычный пруд, откуда «живец» - ручей вел к Угнору, вернее наоборот, из Угнора в пруд. Мне удобно считать, что Прудец или Прудок - запруженная часть речки Угнор. Ведь последняя вытекала из болота Куричева, а по старинным картам мы видим, что оттуда берет начало и «Прудок». Угнор и продолжение его Прудец впадали в Гнилушу-Радунку южнее Выгуровщины, будучи крупнейшим Радунки притоком после отрыва ея от Десны.

Кладбище пока оставим в стороне.

С «борком» я носился года полтора, полагая, что в документе слово значит не уменьшительное от «бор», то бишь не соснячок, а в смысле, записанном даже в словаре Даля: «гробовище, могилки, земля родительская или священная, кладбище, погост, жальник».

Но потом я встретил в других земельных документах многочисленные «борки» и понял, что ошибался. Хотя чертовски жаль отказывается от первого толкования, ведь находка За-витневича, полукруглый погребальный вал - отнюдь не следы имения князя Олельковича или же Городка - удачно вписывались в такую трактовку.

Но моя ошибка не снимает вопрос. Известное археологам «городище», а на деле погребальный комплекс, на восточном берегу Гнилуши - это не городище Олельковича. Значит, последнее просто было рядом, либо вал ошибочно считали неким городищем двора Олельковича.

Остальные пункты описания я пока не буду трогать, кроме десятого: «а оттоль наниз Десною округ Калинова рогу также до Днепра до того ж местца» - Калинов рог сохранился на карте лоций 1914 года как урочище Калиновка на северовосточном углу острова Муромец. Калиновку омывает с севера - Десна, с востока - Черторыя.

Продолжим рассматривать документы.

Жалованная грамота Киевского воеводы, князя Константина Константиновича Острожского Михайловскому Златоверхому монастырю на владения, от генваря 12, 1560-го:

Я Костентин Костентинович Острозский, воевода Киевский, маршалок Волынское земли, староста Володимирский. Били нам челом богомолцы госпо-дарские, игумен монястыря светого Михайла Золотоверхого, отец Семен, и вси чернцы того манастыря, абыхмо им дали островок Обрубный за рекою за Днепром, на верхнем концы Черторыи, зо всим и на все, яко ся тот островок з давных часов у себе мает, з озе-ром Петриковом и Плоским, и Жерело Тысяцкое, и с сеножатми, поченши речкою Радункою от верхнего конца, аж до нижнего речки Радунки у Чорторыю, а другим краем к Днепру, который они от часов немалых за предков наших спокойне держали.

Здесь неясно, какое русло называли Черторыей, какое Ра-дункой, существуют ли эти русла в каком-то виде поныне. Однако прикинем. Островок Обрубный, который просил себе Михайловский монастырь, лежал в верховьях Черторыи. Этот островок купно со всем содержимым - озерами Петриковым и Плоским, да неким ручьем или каналом - жерелом - Тысяцким, и с сеножатями, имел следующие границы: начиная Радункой от верхнего конца, и до нижнего речки Радунки в Черторыю. А другой стороной границы был Днепр.

Значит. Одну сторону острова омывала Радунка, и омыв, впадала в Черторыю. А поскольку на другой стороне острова - Днепр, напрашивается вывод, что Черторыя лежала южнее острова, поскольку с одной его стороны - Днепр, а с другой -Радунка.

Следующий вывод. Черторыей, на время документа, называется некое русло, рукав Днепра, ниже Обрубного острова. В этот рукав впадает речка Радунка.

Озеро Плоское - возможно то же, что «болото Плосское» на лоции 1914-го, изображенное напротив северной части озера Радунки, между нею и Неводным.

Из «Подтвердительной грамоты короля Сигизмунда Августа, признающей право владения Киевскому Михайловскому Золотоверхому монастырю на разныя земли и угодия приобретенные им», 1570, июня 4:

затон Пустый, который на верх Немкоцы с сено-жатью по жерело Тысяцкое, и по Городовое озеро, и по речку Радунку и по Чорторыю;а от Жерела Тисяцкого на левую сторону ку Днепру

Городовое озеро мне сложно с чем-либо сопоставить, как и Тысяцкое жерело. По совокупности данных, руководствуясь краеведческим чутьем, я догадываюсь, что еще в 16 веке Черторыей слыл рукав Днепра, который начинался около урочища Черторыя, примерно в месте, где теперь соединяются острова Труханов и Муромец - примерно около Петровского железнодорожного моста, несколько выше.

А южнее, в протяженности нынешних Русановских садов, в этот рукав Днепра впадала Радунка. Каким из русел - тем восточным, от коего остались озера Гнилуша и Радунка, или западным, чьи остатки - озера Неводное и Русановское, я не знаю.

Смежные с Обрубным островом урочища всплывают из пучин истории в документе, без даты напечатанном в прибавлениях к Киевским епархиальным ведомостям[42] - сказано лишь, что границы некой местности Михайловщины описаны так:

от поля федоровского, названаго монастырского, над речкою Радункою, Чорториею мимо желтые воды, на острове ж Михайловском стоячие. Черториею идучи в низ мимо остров Кодак до Водохового перевалу; от Водохового перевалу повернувши в лево в речку Гнилушу до озера Неводному, належачого до того ж острова Михайловского, подле того ж озера Гнилушою идучи в гору в лево Михайловский остров, а в право остров Городовый Богарский. Далей Гнилушою идучи в гору мимо озеро Михайловское Закотное и розсваху мимо село Вигуровщину, в речку Радунку опять к Федоровому полю и в Черторию; в том же острове и четвертое озеро Плоское михайловское знайдуется.

Если сопоставить остров Богарский с урочищем Богарским с лоции 1914 года, то когда справа это урочище, то слева (на восток) - ныне озеро Русановское, бывшее судя по всему продолжением того же русла, на котором лежало и Неводное. Однако Неводное - севернее урочище Боярского, что не вяжется с предыдущим предложением.

Я рассуждаю о местности, где русла тасовались словно карты в колоде, и сейчас от указанных и уцелевших водоемов остались только названия да примерные границы. Водоемы менялись в размерах, размывались, перетекали друг в друга, соединяясь и разъединяясь, имена их не поспевали за этой текучей жизнью, тоже перетекали и путались. Хотел бы видеть мультфильм развития левобережных рек и речушек, озер, заливов и проливов, с ползущими очертаниями и названиями. Никто никогда не восстановит это в полной мере. Даже о прошлом такой относительно крупной речки, как Радунка, можно судить урывками, понимая ее в общих чертах на большом промежутке времени, и более смутно на определенные, хотя и документированные годы. Но эти смутные сгустки краеведческих сведений, постепенно собираясь один к другому, при взгляде на расстоянии дают приблизительную картину целого.

Наступил 16 век, когда частью земель в окрестностях Ра-дунки владело семейство Викгуры или Выгуры.

Тут выходит большая путаница. В документах 1572 года упоминается чиновник Ян Викгура, служебник Константина князя Острожского, воеводы киевского. А спустя полстолетия был такой Станислав Викгура городничий и наместник замка Киевского. Когда Михайловский монастырь доказывал свои права на землю, то упирал, что Ян Викгура был похоронен в Михайловском монастыре и завещал ему селение Викгуров-щину вместе с окрестными землями.

Но вот Лидия Пономаренко в статье «Вигурівщина» (Хрещатик, 1992, 2 октября) сообщает про Станислава Викгуру, без указания года, что королевский привелей наделял его Милославщиной, однако спустя некоторое время какой-то пан Тишкович напал на селение и уничтожил его. И что Станислав Викгура на разоренном месте возродил поселение, фольварк, ставший началом собственно Выгуровщины. Это противоречит известному про завещание Яна Викгуры, который по времени ранее Станислава уже завещал село Выгуров-щину монастырю. Подлинники документов про Станислава Викгуру, пересказанных Пономаренко, я отыскать и прочесть не могу.

Весной 1654-го, Хмельницкий приказал киевскому полковнику462 Павлу Яненку (Яновичу) привести в исполнение передачу Выгуровщины Михайловскому монастырю, в лице игумена Феодосия Василевича[14, 82]:

Той же Богдан, гетман, киевскому полковникови о надани Викгуровщины монастиреви Золотоверхому обявляет, препятствователей же владиния мона-стирскому и обывателей без пощадиния повеливает наказовати.

Богдан Хмелницкий, гетман з Войском его црско-го пресвитлого величества Запорозким.

Пне полковнику киевский.

А иж подалисте Викгуровщину зо всими пожитками и приналежностями, до оное належачими, его млсти отцу Василиевичу, архимандрити слуцкому, игуменови монастира Михайловского, на монастир михайловский, прето жадаем вас и напоминаем, же-бы его млсти отцу архимандрити в той Викгуровщини перешкоди не було, але абы вцеле вшелякие пожитки доходили и жаден жебы кгрунтов тамошних и сеножат не займовал, а кгди которий бы перешкоду чинил, такового в. мст срокго карай.

При том в. м. Гсду Бгу поручаем.

Дат з Чегирина, дня 21 мая 1654.

Богдан Хмелницкий, рука власная.

Гетман также универсалом поставил жителей Выгуровщи-ны, кроме казаков, монастырю в подданство[14, 81]:

Той же Богдан, гетман, мистечко Викгуровщину со обстоятелстви и мищанским послушанием всяким и показанщиною от винокурен козацких без всякого их противления монастиреви Михайловскому отдает универсалом.

Богдан Хмелницкий, гетман з Войском его црско-го пресвитлого величества Запорозким.

Ознаймуем сим ншим писанием, кому бы о том видат надлежало, меновите пну полковникови киевскому, также козаком и мещаном мистечка Вик-гуровщини обывателем, иж ми тое мистечко Викгу-ровщизну з ставами, синожатми, озерами, полями и иншими всими акциденциями, которих перед войною дедичнии пнове и их намисники заживали з арендами вшелякими так пивними, яко медовими и горилчаними, конферовали на монастир стого архистратига Михаила Золотоверхого.

Зачим мити хочем и владзею ншею приказуем, абысте вси, котории одно до повинностей миских належите и не естесте козаками, вшелякое послушенство и подданство его млсти отцу Феодосию Ва-силиевичуа, архимандрите слуцкому а игуменови монастира тамошнего михайловского, также намис-никови его, там зосланому, отдавали; козаки жебы в жаднии найменшие провента не втручалис, ани жадними шинками не бавилис под срокгим войсковым каранем, показанщизну абы вси звичайне, як и всюди так козаки, як и мещане, кром жадного спро-тивленя се отдавали, не чинечи иначей;а котории би якую колвек чинили кривду и перешкоду, так козаки, яко и мещане, ежели бы не послушними были, таковий кождий сурового войскового не уйдет кара-ня.

Дат з Чигирина, дня 22 мая, року 1654.

Богдан Хмелницкий, рука власная.

Но местные сопротивлялись этому решению вплоть до семидесятых годов того же века, а земельные споры, как увидим далее, продолжались еще столетиями.

Во время ближайшее к смерти Станислава Выкгуры, на угодия доказывали права Троицкий Больничный монастырь, священник киевской Воскресенской церкви Кирило Муха (не зря же Воскресенская слободка поблизости от Выгуровщины и Троещины), да служилый человек Быримович. А у Михайловского монастыря, по словам его представителей, не осталось никаких документов на эти земли - всё увезли с собой Поляки при смене власти.

В 1657 году в селе Выгуровщина киевский полковник Василий Дворецкий, обмерив границы, издал приказ, изложив в нем суть дела и собственно границы Выкгуровских владений. Привожу документ целиком[14]. Отметим, что граница уже не от Днепра, а сразу от Радунки, и в помине нет Милославщины - ее заменила собой Выкгуровщина.

Василий Дворецкий, полковник Войска его царского пресвитлого величества Запорозский наказ-ный киевский.

Ведомо чиним тим писанем нашим всим вобец и кожному зособна, кому б о том видат тепер и в потомные часы належало, а меновите старшини и черни козаком Войска его царского пресвитлого величества Запорозского и кождой кондиции на урядах и Киеве людом и посполитим мешканцам по селах и хуторах около Киева мешкаючим, до видомости доносим, иж з виразной воли и росказаня его милости пана Богдана Хмелницкого, гетмана Войска его царского пресвитлого величества Запорозского, и з росказаня пана Павла Яновича Хмелницкого, полковника своего киевского, выежджалисмо до села Викгуровщи-ны, монастиру святому Михайлу Золотоверхому на выживене взглядом великого знищеня помененого монастиря даной463 и для того, же тот Викгура, кото-рий Викгуровщину осаждал и держал464, по смерти своей положен ест в том же монастиру Михайловском из тых причин тое селце Викгуровщину с то милость пан Богдан Хмелницкий, гетман Войска Запорозского, на поменений монастир надал, а же отца игумена и всю братию монастира Михайловского почали были о кгрунт Викгуровский турбоват465 з едной стороны отцеве троецкие, з другой - отец Кирило Муха, священник Воскресенский киевский з свойми парохиянами и ктиторами о отчину воскресенскую, о чом и до его милости пана гетмана удавалися; з тре-тего боку - Биримович, служащий человик, маючий соби частку купленого кгрунту; и той помененый кгрунт Викгуровский на части хотячи розервати.

А кды там же перед нами, от превелебного отца Феодосия Софоновича, игумена монастыра Михайловского отец намистник Сергий з братиею своею засланый был, отцеве троецкие и священник воскресенский с парохианами и Быримович, яко стороны поводовие станули, указовали розные листи, отец на-мистник з братиею своею, не могучи прав страчоных того села показати, же ляхи права в Полщу з собою позавозили, одно наданые его милости пана гетмана указуючи, мужей старинных и добре того кгрунту свидомых, болшей десяти на свидецтво ставили, ко-торие от нас питани были под сумненем466 признали, иж з давных виков тое селце никгди никому иншому не належало, тылко небожчикови Викгури467, на которое, мовят, мы свидоми, же он и права от королей полских мил и нам указовал и граница з вику того селца такою ест:

1. Почавши от рики Радонки на конец поповой синожати подле Троеччины до озерца, що над чор-ториею,

2. от озерца долиною ку старому кладовищу вправо - кгрунт Викгуровский, а вливо - троецкий, идучи ку городищу прежднему подле борку, где замочок и двор был князя Семена Олелковича,

3. а от городища, также подле борку, на поле пру-дец,

4. прудцем до трох курганов,

5. от курганов на конец кривой нивы мимо селище до рички Угнору,

6. Угнором вгору идучи, вправо кгрунт Викгуровский Березовичи, а вливо троецкий до болота Кури-чова,

7. через Куричово, подле кривого дуба на перевис до сторожевых гор, где сосны значены крестами,

8. от Сторожевых гор долиною через озеро Ковпит до болота Облуквы и до Чорной Воды,

9. от Чорной Воды долиною до шляху Басанско-го, тым шляхом Басанским идучи ку Киеву вправо кгрунт Викгуровский, а вливо - николский, аж до шляху, идучого з Бровар до Викгуровщины.

10. Тим шляхом повернувши, вправо - кгрунт Викгуровский, а вливо - воскресенский, мимо криницы аж до Писчаних гор,

11. Писчаными горами до болота Корчовки, Кор-човкою до рубежа ровчака, текучого з озера Мок-рицкого,

12. тим рубежом в Гнилушу, ричку;


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU