ПЕЧЕРСК


Аланы 6

Аланы 6

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Всё это некоторые ученые списывают на болезнь. Кроме того, хотя по былинам Илья и просидел сиднем 33 года, но потом в подвижности давал фору многим, значит таки ходил. Почему бы не предположить, что Илья просто отличался от людей обычного биологического вида? Возможно, такое строение тела было для богатырей нормой? Не от болести у Илюши крепки костушки, а богатырское строение таковское. Настоящая боевая машина. Думаю, у других богатырей было подобное.

Муромец скончался в возрасте 40-45 лет. При осмотре останков, у него обнаружено несколько переломов ребер, правой ключицы, проникающее ранение левой руки, сквозное ранение грудной клетки острым предметом - предполагают, от сего и помер.

Что же, вдоволь наговорившись про Аланов - но я к ним еще вернусь - приступлю к тому, что послужило заделом главы -городам Амадоку и Азагориуму. Памятуя о разных народах, скифских да сарматских, сможем более толково рассмотреть птолемееву карту, точнее ее кусок.

Правильнее говорить, однако, «карта по Птолемею». Клавдий Птолемей был математиком, астрономом, астрологом, географом из Александрии, что в Египте. Общепринято считать, будто Птолемей жил в первом веке нашей эры, хотя труды его известны Арабам только вроде бы с девятого века, а основная его работа по географии - собственно «География» - всплывает в Италии почему-то лишь в начале 15 века и в латинском переводе, хотя по источникам (я не проверял) греческие списки прослеживаются с 13 века. Веком ранее начинают прослеживаться опять же латинские переводы другого сочинения Птолемея, астрономического «Альмагеста», причем выполненные с арабского.

Выходит, что две известнейшие работы Птолемея стали известны посмертно спустя почти десять веков после их написания, если придерживаться традиционной хронологии, в которой возможны любые чудеса. Более правдоподобным мне кажется, что возникновение списков (прослеживаемых по источникам) с этих работ и есть примерное время написания подлинников. И Птолемей жил незадолго (в пределах нескольких веков) до пришествия на Киевщину Вещего Олега.

Карты, нарисованные рукой Птолемея, не сохранились. Ныне известны лишь составленные «по Птолемею», и я буду использовать карту из рукописного издания 1480 года, так называемого «Уилтонского кодекса».

Немного о самой «Географии». В основу своего труда Птолемей взял работу Марина из Тира (Map^oq о Tupioq), которая не дошла до нас. Другое упоминание Марина встречаем только у арабского географа аль Масуди, который отзывался о картах Марина как о превосходящих карты Птолемея. Правда, сам Птолемей говорит, что Марин карту начертить не успел, а оставил только текстовое описание.

Именно Марин первым из известных нам картографов ввел координатную систему по ширине и долготе. Единицами измерения в ней ввел градусы, а с одним градусом соотнес примерно 500 стадий. По странам составлялись списки городов, городам назначались координаты. Потом, исходя из этих текстовых описаний и уточняя положение по определенным формулам, следовало чертить карту, причем надо было сферическую поверхность (Греки знали, что Земля круглая) перенести на плоскую.

Но Птолемей пишет, что по данным Марина верную карту начертить невозможно, вдобавок Марин дает неполные координаты - то приводит одни лишь широты, то долготы. «География» Птолемея, таким образом, это надстройка над работой Марина, с многочисленными исправлениями и дополнениями (из других источников), которые позволяют таки начертить по текстовому описанию приемлемую плоскую карту. Но многие города так и остались с «одной координатой». По карте видно, что знаменитые Амадок и Азагориум, а ниже Сарон и Ниоссон, лежат на одной долготе. Подобные «однодолготные» города есть и восточнее вдоль Хипаниса.

Возникает вопрос, а как же заданы координаты рек? Ведь река - не единичная точка на карте, но совокупность точек. Если записывать такую последовательность точек, составляющих реку, то, допустим, через определенные промежутки. И затем, перенеся эти точки на карту, соединить их линией. Так мы получим примерные очертания реки.

Однако «География» Птолемея не содержит таких данных по рекам. Даются сведения, что река такая-то протекает в такой-то местности. И указаны координаты ее устья и, если известны - истока. Следовательно, реки на картах, составленных по Птолемею, изображены условно от точки истока до точки устья.

«Дополненные» координаты для Азагориума и Амадока -хотя я не исключаю, что они в самом деле лежали на одной долготе - и примерные изображения рек на карте Птолемея не дают представления о том, на каком берегу находились эти города и даже как далеко они отстояли от берега.

Вот города по берегам Днепра из труда Птолемея:

Город

Координаты

Азагорион (Азаргариан)

56° 30' 50° 40'

Амадока

56°(30') 50° 30'

Сарон

56° 50° 15' (45')

Серимон

57° 50°

Метрополис

56° 30' 49° 30'

Олбия (Борисфенис)

57° 49°

Можно ли перевести их координаты в одну из используемых ныне картографических проекций? Ученые занимаются этим давно и приходят к противоречивым выводам.

Кроме координат городов, Птолемей дает примерные координаты гор (в качестве единичных точек) и описывает, где какие народы живут - основываясь невесть на чьих данных.

Давайте наконец поглядим на карту, памятуя, что ее начертил не Птолемей. Она составлена кем-то по текстовому описанию, сделанному Птолемеем, что приводил координаты, рассказывал, какие где живут народы и так далее. Порассуждаем над картой, хотя вернее было бы рассуждать над текстом Птолемея. Карта всё же нагляднее, но искажена переосмыслением составителя карты. Многие исследователи не видят разницы между сочинением Птолемея и «его» картами, строя на основе последних умозаключения. В то время как сии карты могут служить лишь для поверхностного суждения о сведениях, изложенных Птолемеем. Таким ли будет суждение собственное, вынесенное при близком знакомстве с «Географией»?

1 РН.М 'M.ON'ES

р[И w

VE.E-EDL" с I-mon.

ІЛїлк’Оу

Й-МОК


• PE' "CA. NON S:


Ai-vcttS

JeipUtU


yAjna^ocas


ВЩШ-


ІТпілоЧІ


СІ

'ТАЧг


ґХ/гупГ


агірсі-.


. ёЦ

X^cz<"'~!c.n J 3 ТлслфеЯІ

л l^^vv-л


і І Штїр lllORlff


ПФЛ1\5


Сразу бросается в глаза, что карта ориентирована не на привычный нам север, а со смещением, как если бы взять современную карту и повернуть ее против часовой стрелки. А ведь Греки отлично разбирались в сторонах света. Здесь карта не просто от фонаря нарисована, но с координатной сеткой, где меридианы (параллельные линии, от нулевой из которых отсчитываются долготы) ведут к полюсам.

Выходит, что полюса на картах, составленных по Птолемею, отличны от современных нам. Я не буду здесь делать из этого выводы. Но далее, пользуясь сторонами света в разговоре об этой карте, применяю ту систему координат и те полюса, которые присущи именно этой карте.

В правом верхнем углу - устье Tanais, Дона. Он впадает в Азовское море (Мэотийское озеро).

Левее - Alanus Montes, Аланские горы.

Горная цепь тянется от Аланских гор вниз-налево к Amadok Montes, горам Амадок. Это примерно холмы вдоль Северского Донца, Донецкий кряж.

К северу от них на карте подписаны местные народы -кроме прочих Аланы Скифы, Амаксобии70.

Но пространство западнее, левее этих народов - пусто. Населено ли оно ими, или нет - неясно. От гор Амадок горная цепь идет дальше налево, как понимаю, как запад, и пересекает наш Днепр - на карте обозначен как Борисфен, Borisfenis flu.

Ниже пересечения Днепра горами, первым, на правому берегу, идет город Азагориум. Ниже, через некую реку - город Амадока. По левому берегу южнее - Сару.

Ниже Сары, в Днепр с правого берега вливается некий приток, берущий начало в озере Амадок. По его левому берегу лежат города Лемум и Барсакум. Южнее устья сего притока расположен город Ниосум.

По левому берегу Днепра далее - город Метрополь, затем Днепр раздваивается, впадает в Черное море, и между устьями Днепра видно «Одэссус». Этот Метрополь, невзирая на координаты, некоторые ученые соотносят с Киевом. Ольвия помещена к востоку от второго рукава, весьма глубоко в материке.

Также на карте есть горы Бодинов (небось геродотовы Будины). А возле Аланских гор живут Аланы. Горы Амадоков и город Амадока явно связаны. Можно предположить существование одноименного народа - Амадоков. Так и есть - они показаны южнее гор Амадок. От города Амадоки этих Амадо-ков отделяют горы.

Местность возле Азагориума и Амадоки, по карте, населяют Кхуни - и сложно усмотреть в этом нечто иное, нежели

Хуннов или Гуннов. А ведь наука говорит, что Птолемей жил в первом веке нашей эры! И эта же наука говорит, что Хун-ны проявили себя в пятом веке, во всяком случае тогда они попали в Европу! Что же, по общепринятой науке, Птолемей - великий провидец? Нет, это еще одно подтверждение ошибочности хронологии, которой придерживаются ученые.

Я попробовал умозрительно наложить карту по Птолемею на современную, учитывая, что каждая горная цепь на древней карте была задана точкой, и по неким соображениям дорисована. Над Азовским морем получаются горы Аланские и Амадокские. Это возможно современный Донецкий кряж, проходящий между Луганском и Донецком и затем сворачивающий (при современном полюсе) на юго-запад к Мариуполю и оттуда еще западнее, почти к излучине Днепра ниже Запорожья.

На карте по Птолемею мы видим, что некая возвышенность, горный рукав, пересекает Борисфен и тянется к горам Певка, к югу от которых лежит озеро Амадок (Amadoc palus).

Попытаемся пробить Певку и Амадок по древним источникам. Не горы, но остров Певка и народ Певкины помещаются Греками в устье Дуная. Название острова в переводе значит Сосновый от растущих на нем сосен. По Страбону, населяющие его Певкины произошли от народа Бастарнов. Остров сей был известен еще во времена Александра Македонского. Арриан в «Походе Александра» упоминает крутые берега острова, а вдоль - речной рукав с течением столь сильным, что невозможно стать на якорь.

Ныне в устье Дуная нет ни огромного острова с остатками города, ни стремительного рукава. Напротив устья, в море, находятся жалкие остатки большого некогда острова с похожим на Певку именем - Левка, он же остров Ахилла, теперь его величают Змеиным.

Теперь про Амадоков. Ничего про них, кроме географических названий вроде гор Амадоков, города Амадоки, озера Амадоки я не нашел.

Зачем всё это, если, казалось бы, Птолемеем даны координаты, бери да переводи в современные. Но это тупиковый вариант, ибо поныне неясно, как именно переводить. Этим занимается множество исследователей, и у них выходит разное. И нигде в известных мне попытках такого перевода не учитывается иное положение полюсов. А я не обладаю доста-точными знаниями, чтобы взяться за дело, но даже если бы мне удалось совершить точный, а не умозрительный перенос карты Птолемея (во многом весьма условной) в какую-нибудь современную проекцию, что бы я получил? Мне нужно, во-первых, русло Днепра. У Птолемея русло задано начальной и конечной точкой. Координаты городов Амадоки и Азагориума с их одинаковой долготой вызывают у меня подозрение.

Так что за возвышенность или горная цепь между горами Певка и Амадоки, пересекающая Днепр?Подобное пересечение ныне известно лишь в месте затопленных порогов около Запорожья. Исходя из этого, Амадока и Азагориум лежат тоже ниже порогов, а никак не на Киевщине. Из древних источников нигде, кроме «Географии» Птолемея, эти два города не упомянуты.

Если горы Амадок это Донецкая возвышенность, то западнее ее лежит Приазовская возвышенность, что несколько уходит от порогов южнее. А горами Певка могут быть холмы к западу и северу от Кировограда.

Одним словом, если возвышенность через Днепр на карте по Птолемею не выдумка, то ее придется пояснить одним

- изменением рельефа местности. Например, горная гряда была занесены слоем грунта таким образом, что превратилась почти в равнину.

Что до Киевщины, Полтавщины и Черниговщины, то они на карте по Птолемею лежат в пустом месте между вышеупомянутой загадочной возвышенностью через Днепр и следующей возвышенностью к северу, возможно Валдайской, где начинается Днепр. И Птолемей не знает там ничего, кроме «пустыни», в которой которой живут Скифы Аланы и несколько других народов.

А может статься, это всё другие горы, сгинувшие, и сопоставление с современными возвышенностями - ошибочно. Ведь не существует более огромного озера Амадоки, которое упорно держалось веками на множестве старинных карт.

Теперь отрешимся от того, что нарисовано на карте. Это не карта Птолемея, но составлена по тексту его «Географии». Сравниваю с текстом. Данные, перенесенные на карту, приведены в третьей книге, главе пятой. Всё это, по Птолемею

- Сарматия. Он пишет, в параграфе 19, что по всему берегу Мэотиды живут Иазыги (IaZuyaq) и Роксоланы (Pw^oAavoi). А за ними, вглубь страны - Амаксобии (Apa^o^ioi) и Аланы Скифы (AAauvoi Іки0аі). Описание места их жительства размыто, однако по нашим летописям, тоже размытым, примерно те места населяли Поляне, славянский народ. Они же, выходит, те, кто у Птолемея - Аланы, скифский народ.

Однако Языги (Ассы) считаются другим названием Аланов. Может, прав Птолемей, разделяя их. А может, перечень народонаселения в «Географии» сводный, туда выписывались данные из разных источников, а составитель по неведению не сопоставил Ассов с Языгами и поместил их как два отдельных народа.

Аланы неразрывно связаны с рекой Борисфен - в поэме римского императора Адриана приведено имя коня Юлия Цезаря - Борисфен Аланский.

Что же случилось с Аланами? Они растворились в населении одних мест и составили основу населения других. На Киевщине Поляне-Алане - проживали до прихода Вещего Олега с Русами и неясно, в какой степени произошло смешивание, а с учетом многочисленных разорений Киева да окрестностей, и последующих волн заселения, можно предположить, что в некоторых современных киевлянах есть доля аланской крови, однако никто не является Аланом полностью. От Аланов остались также названия стран и местностей, где они проживали - при этом сами Аланы могли, опять же, сгинуть оттуда или раствориться, либо растворить.

Земли Польши в давнее время звались Полонией, а на старинных картах между Полонией и Молдавией лежит Руссия (не Киевская Русь и не Московия), а севернее Руссии - Во-линия, в чьем имени тоже угадывается аланское созвучие. Также и другие Аланы - Асы, Язы, Осы - оставили след свой в Осетии, Азербайджане, в имени Азовского моря, возможно и современной Албании. Примечательно, что на родном языке Шотландцев - гаэльском - Шотландия называется Алба или Албания. А Scotland она называется от Скотов (Скоттов). Искаженное Скиты, Скифы. В давние времена считалось, что пришли они туда, на острова, со Скифии. Кстати, в нынешней Шотландии существует местность под названием Росс.

Но это уже о Росах, про них мы поговорим позже, они ускользают, тоже всюду оставляя свои следы, причем даже в Азии, Малой и обычной. Да и Скифы. В устье Иордана лежит город Beit Shean (Бейт Шеан), где туристам показывают развалины древнего города - остатки зданий с колоннами, громадного амфитеатра на 7 тысяч зрителей, бассейнов, общественных бань. Это прежний город Скифов, Скифополис, дважды упомянутый еще в Ветхом завете. Один раз - когда после странствий по пустыне, сыны Израилевы начинают уничтожать или подчинять себе города. Второй раз о Скифополисе сказано в Книге Иудифь. В ней же, Олоферн - военачальник Ассирийского царя Навуходоносора - «разграбил всех сынов Рассиса», перемещаясь где-то возле Киликии.

А возьмите название другого города - Иерусалим, в давних источниках именуемый Русалим и Урусалим. Я не поднимаю тут тему возможного родства Славян и некоторых Евреев -хотя можно почитать работы Пола Векслера, например «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» (Paul Wexler The Ashkenazic Jews: A Slavo-Turkic People in Search of a Jewish Identity). Другие исследователи напротив, выводят русских от восточных Евреев, плохо понимая вообще, кто значит понятие «русские», третьи стараются их всеми силами противопоставить.

Можно взять название любого города и прилагать его то к одному, то к другому. Русалим - еще к русалкам близко, и к русальим дням, русалиям.

Вот Скифополис - более твердая почва для размышлений. Город Скифов. Город в выгодном торговом месте - устье Иордана. Сам по себе, если бы окружающее население было к Скифам враждебно, он бы не возник. Не выстояли бы Скифы. Значит, в том месте, в некоторое время, Скифы могли считаться если не «своими», то дружественными. Возникает вопрос - не было ли среди тамошнего окрестного населения других Скифов? Каково было самоназвание Скифов, населявших Скифополис?

О Скифах в Азии пишет Геродот, касаясь истории Мидий-ского царства. Сменили один другого три правителя - Дейок, Фраорт, Киаксар. Последний расширил границы владений, покорив Ассирийцев. В это время в Азию явилось войско Скифов, которые гнали Киммерийцев из Европы. Во главе войска стоял царь Скифов по имени Мадий (возможно, Матий - от «мать», так же как Батий - от «батя»), сын Протория. Мидяне пытались дать Скифам отпор, но проиграли - не только в сражении, но и во властвовании над Азией, и Скифы держали последнюю в своих руках еще 28 лет.

После битвы с Мидянами Скифы двинулись на запад, в Палестинскую Сирию, но были остановлены египетским царем Псамметихом, который лично вышел к ним с дарами и договорился про обход его земель. Скифы отправились через и ныне существующий древний город Аскалон, и по некой причине не тронули его. Последующие три десятилетия Скифы брали дани с азийских народов, и грабили их помимо даней, но постепенно были перебиты Мидянами. Те отвоевали некогда подчиненные себе земли назад, кроме оставшегося независимым от них ассирийского Вавилона. Будущий поход пер-сидкого царя Дария против Скифов (когда в помощь Скифам пришли Савроматы, Гелоны и Будины) был вызван желанием отомстить за столь длительное былое господство над Персами (Иранцами).

Но может, Скифы или родственный им народ обитали в Азии еще до преследования Киммерийцев?

Посмотрим на карту. Какая страна находилась неподалеку от Скифополиса? Финикия. Все ученые знают, кем были финикийцы - семиты, изобрели вдруг свою азбуку, потом ее переняли и расширили Греки, а Кирилл и Мефодий на досуге положили азбуку Греков в основу славянской.

Мне кажется, дело было наоборот. У неких изначальных Скифов и Сарматов был свой алфавит. Они жили, кроме прочего, и в Азии. Финикийцы - ветвь этих Скифов либо Сарматов, мне трудно их различать. Славяне - тоже ветвь Скифов и Сарматов. Поэтому алфавиты Славян и Финикийцев подобны. А Греки?

Проще ответить, если записать Греков в потомков Скифов и Сарматов. В Греции раньше жил народ Пеласги (ПаХастуоО. Геродот отмечал, что говорили они на варварском языке. Эллины - на греческом, а вот Пеласги - на варварском. Варварами для Эллинов обычно были Скифы.

Пеласги соединились с Эллинами и другими народами, в том числе темнокожими (о чем свидетельствуют многочисленные монеты и рисунки на посуде71) - так возникли Греки, говорящие на языке Эллинов. Но если Пеласги являлись частью Скифо-Сарматского народа, общности, то понятно, почему у Греков такой же алфавит, как у Славян или у Финикийцев.

А если переплыть из Греции на восток, мы попадем к бывшей Финикии, а также в Палестину. Палестиной эта страна называется от некогда жившего там народа, известного древним Евреям как «Пелистим» (библейские язычники-Филистимляне)72. Не надо далеко ходить, чтобы усмотреть общую основу у Пеласгов и Пелистима. Они жили и в Греции, и в Палестине. Кто в каком направлении переселялся - дело стороннее.

Город Скифополис находился там, где обитали ветхозаветные Филистимляне.

Всюду Славяне, что ли? Не совсем так. Некий большой народ с более-менее одинаковым языком (отличавшийся говорами) в давнее время населял, кроме прочих народов, Европу и Азию. Части этого народа именовались, в разное время, в разных местах - Скифами, Сарматам, Пеласгами, Славянами, Полянами, Аланами, Асами, вероятно и Хуннами, Готфами -а части всё дробились, какие-то сохраняли величину и язык, какие-то утрачивали общность с родственным народами, роднясь с другими.

Стремление ученых превратить эти, скажем так, славянские народности, в дикарей доходит до крайности. Письменности их лишили, лишают и ювелирного искусства. Всем известно про «золото Скифов» - золотые украшения, равных которым трудно сыскать и поныне. Их отличительные черты -определенный стиль, названный «скифским», насыщенность бытовыми сценами, животными, да сюжетами якобы из мифологии Греков. Наука утверждает - Скифы заказывали вещи из золота у Греков. Мол, только Греки были мастерами в этом деле!

Найдут в скифском кургане золотые кругляши с портретами - говорят, что это не монеты, но бляхи. Вестимо, зачем «диким» Скифам монеты? А что значит «бляхи», каково их предназначение - между пальцами крутить? Не понимаю. Бляхи. Или отыщут шлем и называют его «греческим», хотя точно в таких же шлемах Скифы представлены на древнем литье. Почему женщин со скифских изображений ученые именуют «юношами»? Животных же вроде гриффонов, которые показаны рядом с лошадьми, львами, зайцами и утками считают выдумкой. Стороной обходят и постоянный образ сфинкса в скифских украшениях.

Скифский золотой гребень из кургана Чертомлык, вид с одной и другой стороны38.

Обратите внимание на всадника и лошадь. Судя по этому и множеству других изображений, Скифы редко пользовались сёдлами, а кони их были довольно низкорослыми, размером как нынче в Исландии. Кажется, и у других народов такие лошадки в старину были более распространены, о чем свидетельствует искусство. А на рельефах колонны Траяна в Риме, сарматская конница тоже предстают перед нами бесседельной да лишенной шпор.

Седла и стремена появились в землях Украины, вероятно, для удобства не столь умелых, как местные, наездников, коими были пришлые Русы. Вспомним - они, поселившись с Вещим Олегом в Киеве, покупали лошадей у Печенегов. К этому относится и упомянутый Львом Диаконом упор на пехоту у святославовых Тавроскифов. А быть может, причина иная -другая привычка верховой езды. Кстати, шпоры впервые среди Славян начинают встречаться у прежнего, славянского населения нынешней Австрии только в 8 веке нашей эры, как следует из найденных погребений.

Вещий Олег, Русы? Исследователи, склонные видеть в них скандинавов, встрепенулись и справедливо могут заметить, что скандинавы таки предпочитали сражаться пешими.

Что же, поговорим о скандинавах.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU