ПЕЧЕРСК


Олег 2

Олег 2

Ересь о Киеве, Петр Семилетов 2015

Роль Игоря при жизни Ольги мы рассмотрим в следующей главе. А при регенте - вот один раз Олег, отправляясь на Греков, оставляет Игоря в Киеве. Присмотри мол. Однако, согласно вторичным спискам, Игорь в это время продолжает сидеть в Изборске!

880-е годы по общепринятой хронологии. Олег постепенно прибирает к рукам окрестные Полянам земли, делая своими данниками. Самостоятельных Древлян завоевывает силой. Данников козарских, Северян, Олег также войной принуждает стать его данником, и запрещает платить дань Козарам. С Радимичами договаривается о переподчинении - не платить дань Козарам, платить Олегу. Уличей и Тиверцов обязывает поставлять воинов.

Понравилось ли Козарам такое переподчинение земель? В летописях странным образом ничего не сказано про сражения Олега с Козарами-хазарами. Может на это пролила бы свет Лаврентьевская, но - страницы изъяты ловкой рукой.

Существует мутный, неясного происхождения источник, известный как «Кембриджский документ» или «Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея Х века», где упомянуты василевс Роман и царь Руси (RWSY') HLGW. Источник сей известен на русском языке по двум переводам - Коковцева и Шехтера. У Коковцева имя царя - ХЛГ, у Шехтера - HLGW. Ученые предлагают читать сие как Халго, Хелго, Халги, Хелги и отождествляют ХЛГ с Вещим Олегом.

Роман нанял ХЛГ с войском для войны против Хазар. ХЛГ захватил Самкерчь (Тмутаракань) хитро, когда тамошнего военного правителя не было в городе. Военный правитель Хазаров, Песах, в ответ захватил часть византийских селений и разгромил Херсон (Крым). Далее он нападал уже на русские земли и прижал ХЛГ, так что тот на переговорах переметнулся на сторону хазар. Выбор - или получить по башке от Песаха, или идти войной на Царьград.

ХЛГ выбрал последнее. 4 месяца он воевал на море около Царьграда. Греки победили русский флот при помощи греческого огня, и ХЛГ, опозоренный поражением, не желая вернуться в Русь, с остатками войска бежит на юго-восток (в страну FRS или PRS). После этого, по кембриджскому документу, Русы стали подчинены власти Хазар.

В научной среде ведутся споры о содержании этого документа, его подлинности и так далее. Меня интересует другое. Василевс Роман I правил после смерти Вещего Олега, с 920 по 944 год. А по общепринятой хронологии, Олег будто бы умер в 912 году. При Романе I на Царьград нападал Игорь. После Романа I правил Роман II Багрянородный. Нападала ли при нем Русь на Царьград - неведомо.

Но если не разделять Вещего Олега и Ольгу? Одна личность

- Вольга. И она жила при обоих Романах. Могла быть действующим лицом Кембриджского документа. Но что в оном истинно, а что ложно - сказать сложно.

Вернусь к чуть более твердой почве. Если это правда. Или

- если в этом есть доля правды.

Знаменитый поход Олега на Царьград. Тот самый, где Олег ставит корабли на колеса. Когда Олег брал дань с василев-сов Константина и Романа Багрянородных. На то время Олег подчинил себе земли от Новгорода до Киева и ниже. Кстати, если провести по карте прямую линию с севера на юг, то по ней с относительно небольшим отклонением окажутся Питер, Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Одесса, Стамбул. В зависимости от проекции, используемой при построении карты, получаем от почти ровной линии до очень плавной дуги. Это так, наблюдение, про которое мы еще вспомним в главе о преданиях про пещеры от Киева до других городов.

Даты похода Олега в списках различны. То 6414 (906) то 6415 (907) год. А вот сказано, что на 18 год царствования ва-силевса Льва Премудрого. Поскольку считается, что он начал править в 886, то 886+18=904. Как видим, использование датировок «от рождества Христова» или «от сотворения мира» лишено смысла.

У Олега флот в 2000 кораблей, в каждом по 40 человек. В одном списке уточнение: «беху бо строением те корабли яко волсия малые струшки323 или лотки». 2000*40=80000. Также у Олега была конница. Он «поять за собою многие языки» - привлек к военному походу кого только смог. Думаю, целью было настращать Византию тьмой-тьмущей северных варваров. За Олегом пошли Поляне, Варяги, Словене, Чудь, Кривичи, Меря, Древляне, Радимичи, Северяне, Вятичи, Хорваты, Дулебы, Тиверцы - почитай все, кого Греки именовали Великой Скуфью. С этой-то армией он отправился к Царьграду.

Насчет конницы у меня возникает вопрос, как она добиралась до Царьграда - по берегу Черного моря, отдельно от флота, что ли? Либо флот сопровождал сухопутное войско по берегу Днепра до моря, обеспечивая взаимное благополучное прохождение?

Напомню расположение Царьграда, ныне Стамбула. Между Черным и Мраморным морями есть пролив Босфор длиной 27 километров. На юге этого пролива находится Царьград. Он имеет естественную гавань Золотой рог, залив Босфора, длиной 7,6 километров и местами шириной 750 метров. Золотой Рог идет, грубо говоря, с севера на юг. Во времена летописные, нижняя, северная часть царьградской гавани, именуемой Нестором просто - Суд (в списках также - Ссуд, Суды, Сосуды) - при нападении врагов перегораживалась подводной цепью, препятствующей движению кораблей. По берегам же были высокие городские стены с башнями.

И вот «Греци замкоша Суд». Олег, не будучи способным войти в гавань и крепость, высадился на берег и «много убийство сотвори около града», поскольку вне крепости тоже жили люди, стояли церкви, дома. Олег устроил там резню, взял в плен людей и казнил их разными способами.

Затем Олег приказал ставить свои корабли на колеса и распускать паруса. Флот двинулся по суху к стенам града. Этот случай историками, что нашими, что зарубежными, либо умалчивается, либо объявляется сказочным, либо описывается иначе - мол, тащили суда волоком! Но это глупость, тащить суда волоком ко крепостным стенам.

Именно флот на колесах так устрашил осажденных, что те выслали к Олегу переговорщиков: «не погубляй града, имем ся по дань, якоже хощещи».

Во время переговоров Греки поднесли Олегу и дружине

его «брашно и вино», но Олег вылил питье на землю, вовремя поняв, что его хотят отравить. И своим людям приказал ничего от даров не есть и не пить. Убояшася Греци и реша: «несть се Олег, но святый Дмитрей, посланный на ны от бога». Не знаю, почему именно Дмитрий. Быть может Греки усмотрели сходство с сюжетом из жития Дмитрия Солунского, которого хотели отравить жалом скорпиона. Дмитрий перекрестил скорпиона, плюнул на него, и тот умер.

Зачем Олег привел с собой 2000 кораблей? Он решил наложить на Царьград дань по числу кораблей, 12 гривен на человека, из расчета, что в корабле «40 муж». Греки согласились и предложили заключить мир. Олег отступил от стен и послал в город, к царям Леону и Александру, послов: Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида (Корла, Форлофа, Велемудра). Летописи пересказывают договор, заключенный между Русью и Византией, местами приводя выдержки.

Условия мира таковы - кроме упомянутой дани, также и некие «уклады на Рускыя грады: первое на Киев, таже на Чернигов, на Переславль, на Полтеск, на Ростов, на Любеч и на прочаа городы, по тем бо городом седяху велиции князи, под Олгом суще». Я пытался разобраться в смысле «укладов» - что это, единоразовая ли дань городам, где у Олега наместники сидели, или постоянная, либо подарки - ибо сумма ведь не указана, сколько каждому городу. Историков кажется это не заботит, просто цитируют - да, мол, уклады. Татищев трактует уклады так - дань, платимая каждый год.

Еще о кораблях на колесах. Наука не располагает древнерусскими кораблями. Они все вроде бы сгнили! Где-то на Ладоге и в Новгороде впрочем нашли некие остатки, решив что это от «ладьи викингского типа». Никаких точных сведений о славянских судах того времени у нас нет. Может некоторые суда были изначально приспособлены к установке на колеса? Всё же корабль так удобнее тащить, нежели просто «волоком». Если у византийцев были огнеметы - «греческий огонь», причем некоторые, судя по рисункам, весьма небольшие, размером с автомат Калашникова - то у Русов вполне могли быть колесные корабли. На рисунке в Радзивилловской летописи эти колеса вообще как на советских детских велосипедах - с толстыми спицами и шинами.

Как вообще «тащили волоком»? С Рёриха повелось изображать это так: валят лес, тешут бревна, подкладывают их под

корабль - эх ухнем - волочат по бревнам, потом бревна позади вынимают, впереди ими стелют, и корабль дальше толкают. Хорошо, а если леса нет? Или его не хватает на все корабли? А сколько нужно человекосил, чтобы перемещать корабли по бревнам?

Художник Васнецов нарисовал волок следующим образом - поставил корабль на колеса. Да, судно на колесах, и тащат его лошади. У Васнецова впрочем под судно подводится рама с колесами, и туда кладется судно.

Как выглядели волоки на самом деле, никто не знает. В Ремезовской летописи (17-18 века) есть миниатюра перемещения волоком, где Ермак переправляется через Уральские горы, возле Тагила. Под судном видны бревна, а спереди впряжены люди, и тянут. Играют ли бревна роль колес или перемещение осуществляется «рёриховским» способом - неведомо.

А. М. Васнецов - «Волок Ламский».

К вопросу о древних колёсах мы еще обратимся в этой книге далее, рассуждая о Трое. Вернемся к Олегу. Судна на колёсах упомянуты в летописи лишь в связи с Олегом, и вероятно, как нечто из ряда вон выходящее, ведь для осажденных царь-градцев сие было устрашающей диковинкой. Напрашивается вывод, что такая технология была использована только Вещим Олегом - хотя, повторюсь, мы ничего не знаем об устройстве тогдашних судов, а из летописи неясно, как относится к наличию колес на кораблях сам летописец. Дивно ли ему?

Не могу удержаться еще от одного предположения - что колесный флот Олега был иллюзией. Ведь в бой эти странные корабли не вступили. На Руси такое называли отводом глаз. Согласно преданиям, сильно преуспел в подобном Яков Вильгельмович Брюс324, соратник Петра I, главный артиллерист России325, знаток множества наук, почитавшийся в народе чародеем. Молва приписывает ему с Петром разговор, где царь предлагал Брюсу применять иллюзии на войне в качестве отвлекающего манёвра, однако Брюс отказался, возразив, что так нечестно.

Что же дальше? Олег заключает первый по летописному счету мир с Греками. Царьград будет платить дань, а Олег в случае чего пособит военной силой. По некоторым спискам, вместе с Олегом - Игорь. Олег в знак победы прибивает на Га-латских воротах города щит, не то Игоря, не то свой (польский историк Стрыйковский говорил, что видел этот щит своими глазами в 1575 году). Затем возвращается в Киев.

Проходит несколько лет, в которые летопись отмечает одно лишь важное события - явление звезды копейного образа, в 911 году.

В 912 году Олег вторично посылает в Царьград послов. Сохранился текст мирного договора, с датой, согласно тексту изданий ПРСЛ - 2 сентября, недели 15, года 6420. Назойливо напомню - всего этого нет в дошедшей до нас Лаврентьевской летописи, изъято, вырвано. Что-то происходящее в эти годы там было изложено, но сколь совпадало оно с содержимым Ипатьевского и Радзивилловского списков?

Договор. В нем обращаются к самодержцам Льву, Александру и Константину. Послов больше, частью это уже знакомые имена: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.

Осенью 912 года, по возвращении послов, Олег вспоминает коня своего. По Ипатьевскому списку Повести временных лет этот сюжет передан сокращенно, без свадебного пира по поводу бракосочетания Игоря и Ольги, без обещания Олега вознаградить того, кто предречет ему смерть, без умерщвления волхвов:

И живяше Олег, мир имея к всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити, не вседати на нь. Бе бо преже въпрошал волъхвов и кудесник: «От чего ми есть умьрети?».

И рече ему один кудесник: «Княже! Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Олег же приимъ в уме, си рече: «Николи же всяду на конь, ни вижю его боле того». И повеле кормити й и не водити его к нему, и пребыв неколко лет не дея его, дондеже и на грекы иде.

И пришедшю ему к Киеву и пребысть 4 лета, на 5 лето помяну конь свой, от негоже бяху рекъли волъ-сви умрети Ольгови. И призва старейшину конюхом, ркя: «Кде есть конь мой, егоже бехъ поставилъ кормити и блюсти его?». Он же рече: «Умерл есть».

Олег же посмеяся и укори кудесника, ркя: «То ть неправо молвять волъсви, но все то лъжа есть: конь умерл, а я жив». И повеле оседлати конь: «Да ть вижю кости его». И приеха на место, идеже бяху лежаще кости его голы и лоб гол, и слез с коня, посмеяся, ркя: «От сего ли лъба смерть мне взяти?» И въступи ногою на лоб, и выникнучи змея и уклюну и в ногу. И с того разболевся, умьре. И плакашася по нем вси людие плачем великом, и несоша и, и по-гребоша и на горе, иже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словеть могила Олгова.

И бысть всех лет его княжения 33.

То бишь при Несторе, по его словам, молила Олгова слыла на Щековице. Что за могила? Вероятно, курган - ведь Олег был язычником. Синопсис подтверждает: «Погребен же бысть на горе Шковице по обычаю поганскому».

В списках находим расширенный вариант предания:

И по сем женися князь Игорь Рюрикович во Плес-кове, поя за себя княжну, именем Олгу, дщерь князя Тмутаракана Половецкаго.

И нача Олг князь со Игорем веселитися, творяще пирования веселого много, и егда Олг князь на весе-лие326 рече боляром своим о себе, яко аз новый есмь царь александр макидонский мудростию и храбро-стию надеяся обладати всем светом; да еще могл кто угонуть327, от чего мне будет смерть, тогда бы тому много имения дал.

И тогда прилучися у Олга князя два мужа кудесника и рекоша к нему: то, господине, мы ведуем гораздо, от чего тебе, княже, хочеть смерть бы: есть, господине, у тебя любимый конь твои, от того тебе будет смерть.

Князь же Олег не полюби тои смерти и возвещая своим боляром на сих кудесниках и рече: послушайте вси, да скажю вам, како сии мужие предрекли мне смерть злую, яко от лучшаго коня мне умрети.

И по сем вопроси кудесников: и вам от чего будет смерть?

Они же к нему рекоша: тебе, княже, от коня, а нам от тебя смерть будет.

И рече князь Олг: то будет по моей воли, и вас погубить не велю и на коне своем ездили не хощу, да не велю его водить перед себя. Да егда то будет, седмь лет минется328.

На осмое лето на пиру воспомянул Олг князь конь своий любимый и вопроси конюшего своего о коней?

«где тот конь мой любимый, от которого мне прорекли кудесники, что умрети мне от него?».

Рече же ко Олгу конюшей его: господине княже, уже три годы минулось, как тот конь твой любимый умре.

Князь же о сем посмеявся не мало и рече кудесником: ту суть неправии ваши речи.

И тако князь Олг повеле их обесити на древе, и сам князь вседе на ин конь и поиде з боляры своими, и ехавше ему путем, и обрете окрест града кость ле-жащу, главу коневу, и рече конюшей ко олгу князю: вот, господине княже, глава твоего любимаго коня.

И князь нача смеятися и рече: брате мои и друже, и те кудесники осуждены на смерть за то, что мне от него прорекли смерть.

И сам князь Олг сниде с коня своего и ступи ногою на лоб, на сухую главу коневу, и рече глумяся: с от тебе мне прорекли умрети!

И выкинулася змия из главы тоя великая и тако ужали князя Олга за ногу, и от того разболеша и умре.

И тако людие начаша тужити о кудесниках, что их князь осуди без вины на смерть лютую.

Этот стройный рассказ в «общепринятых» списках сокращен, а части его переставлены во времени. История с пророчеством всплывает кстати, когда Олег вдруг припоминает любимого коня...

Любопытно - будучи христианским монахом, Нестор ранее дал отрицательную оценку тому, что Олега называли Вещим, то бишь провидцем. Мол, по темноте язычества своего, люди сочли Олега вещим. Здесь же Нестор (ли?), не поморщившись, описывает воплощение пророчества, данного кудесниками, в жизнь. Да еще пускается в рассуждения: «се же дивно есть, яко от волхствования сбывается чародейством» и далее дает примеры успешного исполнения пророчеств, изреченных волхвами.

Для полноты картины снова обратимся к книжке Гилярова, поглядим на варианты этого события в списках.

По одним, Олег повелел коня уморить. По другим - таки кормить, но сам видеть его не хотел, ездить на нем не ездил. Олег также приказал уморить волхва, который предрек ему смерть. Один список уточняет, что Олег приказал отвести коня далеко в поле и отрубить голову. А новгородцы пишут, что Олег после Киева отправился в Новгород, потом в Ладогу, и там-то, когда отправился он за море, его укусила змея, и что могила Олега находится в Ладоге. Теперь это поселок Старая Ладога, Ленинградской области.

В самом деле, там показывают туристам местную Олегову могилу - курган со срезанной верхушкой на берегу реки Волхов, метров десяти высотой и около тридцати в диаметре.

Вспоминается Чингисхан - когда он умер, сыновья возвели восемь могил в разных местах, чтобы сбить с толку тех, кто захочет побеспокоить прах. До гибели своей (упал с лошади и занемог) Чингисхан приказал о будущей смерти никому не говорить, не оплакивать его, чтобы враги не проведали. Мертвое тело везли, нетленности ради, в бочке с медом - к некой горе. До сих пор ищут.

Археологам известны кенотафы - ложные захоронения. Были и пустые древнерусские курганы. Погодите, погодите! Вне ереси о Киеве, по которой Олег не только остался жив, но здравствовал в образе княгини Ольги, у нас есть две могилы Олега. Обе связаны с летописным преданием. Одна могила должна быть пустой. А если обе?

Могила Олгова на Щекавице. А где похоронена княгиня Ольга? Неведомо.

Про курган Олегова могила в Старой Ладоге. Археологи его повредили, раньше он был на четыре метра выше. Олегова могила - лишь один из ряда шестерых курганов вдоль берега реки Волхов. На восточной окраине поселка есть еще один, а эти шесть - в полукилометре на северо-восток.

Название кургана Олеговой могилы в научной литературе - «Полая сопка», «сопка Ходаковского». Еще в 1820 году на ней проводил раскопки Зориан Доленга-Ходаковский, он же Адам Чарноцкий. Исследовав примерно треть кургана, археолог нашел немного - несколько сожженных костей, копейный наконечник 8-9 веков, угли, кусок железа, «похожий на задвижку в замке».

Внутри кургана прорыт подземный ход, ведущий в разветвленные пещеры. В окрестностях Старой Ладоги существует две пещерных системы, или просто пещеры - Староладож-ская329 и Таничкина (Староладожская-2, Макароны).

Эта пещера со сводами и колоннами местами разрушена, местами затоплена, загажена надписями. Общая длина её изученной части - 410 метров. Между переходами есть залы высотой три, иногда до четырех метров. В западном углу имеется родник. Будто бы раньше это была естественная пещера, а потом, в конце 19-го и начале 20 веков, здесь добывали кварцевый песок для стекольного завода, что пещеру преобразило. Как именно? Есть мнение, что эти залы и колонны сделали рабочие. Современники тех земляных работ ничего не расскажут. А в 1950 году вход в пещеру завалили, чтобы никто не ходил, ибо там пропало двое людей. Местные тогда считали, что пещерные ходы тянутся на 15 километров.

Таничкина пещера330 имеет два входа на обрывистом берегу Волхова, примерно в 330 метрах к востоку от самого восточного кургана. Длина Таничкиной пещеры около 7,5 километров. Коридоры - не залы - там низкие. Ученые тоже считают, мол, как и Староладожская, пещера образовалась при отработке пласта белых кварцевых песчаников.

При этом ученые дают пещерам возраст то 150 лет, то отодвигают в более глубокое прошлое. Я же думаю, что пещеры существовали до того, как местное население стало добывать в них песок.

Но о курганах! В 19 веке местные предания о том, что в кургане на берегу Волхова похоронен именно Олег, не записаны. Это археологи предположили Олегову могилу сначала в одном кургане, а потом в другом - который с легкой руки Н. Е. Бранденбурга и Г. С. Лебедева и прослыл под таким именем. Местные еще в начале 20 века называли курганы просто - сопки. Ходило также смутное предание, что в них либо в Новгороде погребен Рюрик.

А вот киевская Олегова могила на Щекавице или около -напротив, известна была еще летописцам, и предание непрерывно из века в век сохранялось в народе. Подробно об этом месте я рассказал в главе про Щекавицу. Но как бы ни было, существуют летописные списки, указывающие на гибель Олега в Ладоге.

Со смертью Вещего Олега еще странность. Татищев откуда-то выписал:

[...] разболеся Олег умре, и плакаша по нем людие вси плачем великим. Вынесши же погребоша его на

горе, яже глаголется Щековица, где есть могила его, и до сего дни слывет могила Олгова, и бысть в сех лет княжения его 33. Сея же зимы погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражающиеся. Олег же принесе жертвы многи умилостивляя богов своих нечистых.

Что за столбы огненные? «Звезда копейного образа» из другого списка, за 911 год? Или другое явление? Описание всё же отличается от копейного образа. Столбы огненные, да еще сражающиеся. Олег на это приносит жертву языческим богам.

Вспомним пророчество кудесников о смерти Вещего Олега. Я не верю в чудеса. Пророчества сбываются, если им помогают воплотиться в жизнь.

Вольга заранее продумал, когда «умрет» в качестве Вещего Олега. Заранее подготовил легенду, пророчество - так, чтобы это стало известно народу. Теперь чтобы исчезнуть, ему оставалось сказать, что уезжает на останки коня любимого поглядеть. «И абие изыде из главы из коневы, из сухия кости змий, и уязви Ольга в ногу по словеси волхвов его, емуже пред-рекоша умрети от своего любимого коня. И оттоле разболеся и умре».

Если только всё это не басня, выдуманная вместо листов, изъятых из Лаврентьевской летописи.

Вещий Олег уходит со сцены. Накануне своего ухода, зимой, как видим, он приносит «жертвы многи» после странных явлений в небе. Думаю, неспроста именно затем был заключен второй договор с Греками (куда из Руси ходили упомянутые огненные столбы), и Олег, как бы завершив все насущные дела, прекращает быть князем Олегом и принимает образ княгини Ольги.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU