ПЕЧЕРСК


ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 15

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 15

Сей преосвященный весьма много пекся об устроении киевских монастырей и особенно Златоверхо-Михайловского, в коем сделал своим иждивением иконостас в Трапезной церкви, сочинил акафист св. Великомученице Варваре с житием и чудесами ее и уставил петь оный по вторникам, что и доныне продолжается.

После сего преосвященного митрополита 4 года Киевская иерархия не имела своего пастыря; указы же о епархиальных делах присылались на имя софийского наместника, или казначея, и приказныхАрхиерейского дома, а с 1721 г. на имя Киевской Духовной Консистории, после на имя Киев- 227 ской Духовной Консистории управителей, потом на имя Киевской Консистории судей.

В промежутке сем униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, под непосредственным польским правлением оставшихся, Собором своим, созванным в Замостье 1720 г,, открыто уже подтвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все польские монастыри и приходские церкви и сие насилие свое уполномочить Сеймовой Конституцией. Остался только под польским правлением в Белоруссии один православный епископ, Могилевский Сильвестр, князь Четвертенский, и несколько православных монастырей и церквей в его епархии и по Литве, принадлежавших Киевской митрополии. Но и они для принуждения к унии отягощены были несносными податями либо лишаемы были владений. Духовенство и православная вера подвергаемы были поруганию: монахам обстригали головы и бороды, священников бесчестили и ограбляли, св. Тайны попирали, утвари и сосуды похищали; подданные монастырские были разгоняемы, биты, мучимы, во узы заключаемы; шляхта не допускалась заседать в Сенате, а мещане в магистрате и ни в какие чиновные должности. Один католический шляхтич, Петр Святский, в Оршанском повете напал с обнаженной саблей на помянутого Могилевского епископа Сильвестра и дал ему по руке две раны. Трогательную и разительную жалобу сего епископа к государю Петру Великому можно видеть в Истории об унии, издан. Н. Н. Бантышем-Каменским, на стран. 173—178. Но тщетно уже гонимые взывали о защите к государю. Ибо, хотя он через посланников своих вступался за них, представляя, между прочим, что и в Москве, и по всему Российскому государству католические духовные и миряне пользуются свободой, безопасностью, помощью и покровительством правления, и требовал учреждения комиссии на границах от Киева, Смоленска и Пскова для рассмотрения обид и гонений православным в Польше, Литве, Белоруссии и по всем смежностям обеих держав, но в его удовольствие король Август П 1720 г. ноября 28 и папский находившийся тогда в Варшаве нунций архиепископ Сантини 24 марта того же года издали только строгие запрещения, а последний даже с наложением тяжкого денежного штрафа и угрожением казни и проклятия неповинующимся, однако ж разгоряченные фанатизмом католики и униаты, духовные и миряне, их уже не слушали, а униатские епископы даже вооруженною рукою насильно отбирали и обращали в свое исповедание и монастыри, и церкви и в одном Пинском повете около 20 тысяч народа к себе привратили. В 1722 г. государь писал о всем том жалобу и к папе, но никакого удовлетворения не получил; а между тем, насилия, грабежи, узы, побои, мученья и увечья, делаемые православному народу, беспрестанно более увлекали их от восточной церкви в унию. Было, однако ж, много всякого состояния православных, которые лучше желали терпеть все истязания, нежели отпасть от православия 228.

В 1721 г. по именному государевому указу от 27 февраля Святейшим Синодом от 12 марта предписано было Киевской митрополии коадъютору Кириллу, епископу Переяславскому, и Киевской духовной консистории на бывшие тогда праздные места Киевской митрополии и Черниговской архиепископии с ведома гетмана Скоропадского избрать в Киеве из архимандритов или игуменов, или иеромонахов добрых, умных и школьных людей, и выбрав, прислать в Санкт-Петербург. Посему избран был в митрополиты Межигорский архимандрит Иларион Журавский, но он посвящен и определен в Чернигов, а в 1722 г. только потребован был в С.-Петербург Софийского собора архидиакон с ризницею к посвящению Киевского архиепископа, избранного самим Св. Синодом и утвержденного государем, и с тех пор не было уже в Киеве по древнему обыкновению вольных избраний митрополита.

58. Варлаам Ванатович, по сказанию Киевского Каталога, родился в польском местечке Ярославле, пострижен в монашество в новгородском Большом Тихвине монастыре и там был иеромонахом; после взят в духовники к дому Феодосия, архиепископа Новгородского; потом служил во флоте обер-иеромонахом и по окончании сей службы, 1719 г. февраля 2, по именному указу произведен во архимандрита того же Тихвина монастыря; в 1722 г. также по указу государеву избран Св. Синодом и утвержден государем января 21, а мая 14 посвящен в московском Успенском соборе во архиепископа Киевского. Ибо тогда до предположенного государем нового устройства Российской иерархии остановлено было посвящение в митрополиты по всей России. В Киев прибыл он сентября того же 1722 г.

С начала его правления существовала еще и викарная Киевской митрополии епархия Переяславская под частным управлением коадъютора его, Переяславского епископа Кирилла Шумлянского, но по кончине его, последовавшей 1726 г. ноября 30, новопосвященный 1727 г. июня 4 в Переяславе епископ Иоаким Струков не наименован уже коадъютором. И когда преосвященный Варлаам просил Св. Синод, дабы он на основании бытности двух прежних Переяславских епископов считался ему подчиненным коадъютором и помогал ему в епархиальных киевских делах, то указом Св. Синода от 22 июля 1728 г. предписано только о случающихся в Духовных Киевской Епархии делах ему Преосвященному Иоакиму Епископу иметь с ним Преосвященным Варлаамом братолюбное согласие по правилам святым, и с тех пор Переяславские епископы не были уже подчинены Киевским, но до 1733 г. назывались еще киевскими коадъюторами. При самом посвящении на Киевскую епархию преосвященный Варлаам наименован только архиепископом Киевским и Галицким, без прибавления уже данного предместникам его титула и Малыя России, и с сим только титулом присылались к нему из Св. Синода указы. Наконец, по именному повелению императрицы Анны Иоанновны 1730 г. августа 2 указом Св. Синода от 3 сего же месяца велено ему со всеми консисторскими членами и кафедральным писарем явиться в Москву, где предан он суду Тайной канцелярии, приговорен Сенатом к лишению чина и по утверждению императрицы Св. Синодом лишен архиерейства и священства и в звании простого монаха сослан на заключение в белозер-ский Кириллов монастырь, а имение его все велено описать и взять в казну. Бывшие с ним в Москве консистористы игумены Никольский, михайловский, выдубицкий, кирилловский, софийский наместник, архидиакон, кафедральный писарь и экзаменатор отрешены от Консистории на время впредь до Указа, а консистористами определены новые: Межигорский архимандрит, Академии ректор и вице-ректор и батуринский игумен. В указах об отрешенных, за известие присланных, от 30 ноября 1730 г. ничего не объяснено о вине их, а только о Преосвященном сказано, что лишен сана и сослан за вину его, о которой явно по делу, которое следовалось о нем. Но по предшествующим указам и домовым запискам видно, что причиной сему был городовой киевский войт Димитрий Полоцкий, который, издавна питая в себе какую-то непримиримую неприязнь ко всему киевскому духовенству, отягощал архиерейских и монастырских людей разными поборами и подводами под проходящие отряды, отнимал у них поля, леса и разные угодья, взыскивал проезжие по днепровскому в Киеве мосту и перевозу пошлины даже с самого архиепископа, хотя бы он куда и по должности своей ехал. Жалобы на него от Преосвященного поданы были и в гетманском су-де, и в Коллегии иностранной, коей тогда принадлежало ведение малороссийских дел. Посему в 1728 г. от 31 октября предписано было от Коллегии гетману Даниилу Апостолу исследовать о сем и дать суд. Но войт Полоцкий, для оправдания своего подделав ложные грамоты, данные, якобы, Киеву от покойного гетмана Скоропадского на отнимаемые им у духовных и монастырей земли и угодья, и подав с них копии гетману и в киевскую губернскую канцелярию, сам не захотел быть у них под судом и уехал в Москву, надеясь там исходатайствовать на те грамоты утверждение. Посему Преосвященный в 1729 г. протестовал против сих подложных грамот и о поступке войта донес Св. Синоду, обличая злоумышленную им подделку и других крепостей на архиерейские и монастырские вотчины, во лжи коих он-де уже изо-бличился. Св. Синод все-.сие дело препроводил для розыска в Иностранную коллегию. Но войт, проживавший в Москве, для отмщения Преосвященному и духовным начальствующим по вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны в 1730 г. донес по секрету, что Преосвященный с присутствующими опустил без служения молебна один высокоторжественный день, в каковые недавно изданным тогда указом от 17 марта 1730 г. повелено архиереям быть на молебнах лично, о чем за недавним получением указа Преосвященный не успел еще и сделать епархиального распоряжения. За сей-то случай пострадали все они. Во все царствование императрицы Анны Иоанновны преосвященный Варлаам неисходно пребывал заключенным в Кириллово-Белозерском монастыре и уже по вступлении на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1741 г. освобожден с возвращением ему и архиерейского сана, но он пожелал остаться на покое в новгородском Большом Тихвине монастыре, где был прежде архимандритом и там, посхимясь, наречен архисхимонахом Василием и в сем звании скончался 1751 года.

Во время междуархиерейства Киевской епархии управляла оною Консистория, а производство з духовные чины по избранию и удостоєнню оной указом Св. Синода от 28 февраля 1731 г. поручено было греческому Коринфскому митрополиту Митрофану, в октябре 1728 г. приехавшему в Киев.

В правление преосвященного Варлаама случилось еще в Киевской епархии некоторое церковное смущение. Один киевский Козельского монастыря монах Епифаний, лишенный за пороки священства и монашества, бежавши за границу, подделал грамоту от преосвященного сего к Молдавскому митрополиту Антонию с просьбой, чтобы он посвятил его во епископа града Чигирина, но желанию, якобы, Козаков, и с жалобой на Святейший Синод, якобы унизивший Киевского

митрополита в сан архиепископа и проч. Митрополит Антоний, поверив сей грамоте, посвятил Епифания 22 июля 1724 г. в сан епископа Чигиринского; а сей, приехав на Украину, начал рукополагать многих во священство, особливо для раскольников. Преосвященный Варлаам по дошедшему сведению повелел его поймать и донес Св. Синоду, по указу коего сослан он был в Соловецкий монастырь в чине простого монаха; но в июле 1729 г. оттуда бежал и, паки пойман будучи, наказан телесно, а потом бежал к раскольникам в Польшу ка Ветку, но и там, будучи пойман, в 1735 г. заключен в киевскую крепость и в темнице от болезни июня 1 того же года умер, а погребен при Крепостной церкви преподобного Феодосия*24.

59. Рафаил Заборовский, родился в прежде бывшей польской Галиции в местечке Заборовке от отца польского шляхтича, исповедовавшего римскую, а матери греко-российскую веру, и при крещении наименован Михаилом. Начаткам словесных наук обучался он в польских училищах, а продолжал оные в Киевской академии до философии; потом перешел в Московскую славяно-греко-латинскую академию и кончил там философский и богословский круг наук; после чего пострижен в монахи преосвященным митрополитом Рязанским Стефаном Яворским, бывшим тогда протектором Московской академии; по пострижении определен учителем риторики в той же Академии; оттуда по указу государеву взят во флот в звании обер-иеромонаха и по окончании морских экспедиций в 1723 г. по указу государеву произведен во архимандрита Тверского Колязина монастыря с пожалованием в звание асессора Св. Синода, а в 1725 г. по именному указу августа 15 посвящен 9 октября в епископа Псковского и Нарвского, оставаясь при Св. Синоде в звании уже члена, но в 1727 г. из Синода уволен в епархию. В 1731 г. указом апреля 13 переведен в Киев со званием епископа же, и велено ему явиться в Москву, где тогда находился и двор, и Св. Синод. Там пожалован он в сан архиепископа и отпущен в Киев, куда и прибыл он октября 10.

Первое внимание в епархии своей обратил он на тщательнейшее обучение духовного юношества, воспитывавшегося в Киевской академии, коей ректорам, для отличия и большего уважения, в 1732 г. исходатайствовал он у Св. Синода звание и чин архимандритов. Ибо до того времени один только в Киеве архимандрит бывал — Печерский, а первый из ректоров академических произведен во архимандрита Амвро- 229 сий Дубневич. Потом перестроил он все обветшалые академические здания, а над школьным каменным корпусом, созданным Иваном Мазепой, гетманом малороссийским, надстроил по плану одного иностранного архитектора Шей-дена верхний с колоннадой этаж для школ и академической залы и при ней Благовещенскую конгрегационную церковь. На строение сие дал он собственных денег 1640 рублей. Он начал принимать в Академию приходивших из Польши православного исповедания ученых монахов и всякого звания учеников, а для лучшего образования к учительским званиям посылал на своем иждивении в иностранные училища студентов, из коих Симон Тодорский, обучавшийся в Иен-ском университете, по возвращении своем, с І738 года, завел в Киевской академии филологические классы языков еврейского, греческого и немецкого. Ибо дотоле преподавались первые два только грамматически, и еврейский едва был известен, а немецкого вовсе не было. Преосвященный Рафаил умножил также академическую библиотеку великим числом лучших книг и много употреблял своего иждивения на содержание бедных учеников, для коих построил он новую деревянную бурсу. В 1741 году исходатайствовал он у императрицы Елизаветы Петровны грамоту утвердительную на все прежде данные привилегии Академии, а сверх того, поелику по прежним гетманским грамотам производилось на оную до 1722 г. хлебное и денежное жалованье, а с тех пор Малороссийской коллегией отменено, то Преосвященный испросил на содержание ректору, учителям и ученикам ежегодное жалованье деньгами по 200 рублей из малороссийского войскового казначейства. За сии-то попечения Киевская академия с его времени начала именовать себя Киево-Могило-Заборовскою. Он хотел еще завести особое греческое училище в бывшем доминиканском, тогда уже православном, Петро-Павловском на Подоле монастыре и об отдаче оного на сей конец грекам, жительствовавшим в Киеве, представлял в январе 1733 г. Св. Синоду, от которого дело сие отдано было на рассмотрение Иностранной коллегии, но решения не последовало; а уже в 1738 г., по представлению его, указом Св. Синода от 16 сентября дозволено греку Астаматею Николаеву на дворе его построить для приезжих греков Екатерининскую церковь, обращенную потом с 1748 г., по его же представлению, в греческий монастырь Синайской Горы.

Сверх архимандрии Братского академического монастыря он в 1732 г. испросил у Св. Синода еще архимандрию Пустынно-Николаевскому монастырю, в 1734 году Златоверхо-Михайловскому, в 1743 г.— Гамалеевскому, а в 1744 г. глуховскому Петро-Павловскому и лубенскому Мгар-скому. Избрание и посвящение первых из сих архимандритов, по указу Св. Синода 1737 г. апреля 30, предоставлено было его же рассмотрению с рапортованием только за известие Св. Синоду. Все почти свои монастыри снабжал он от себя денежными пособиями, ризницей и утварями, а о строениях его в Софийском монастыре выше уже сказано в V главе.

В 1743 г. указом 11 июня государыня императрица Елизавета Петровна повелела в Киеве по-прежнему быть митрополитам и в сан сей того же числа пожаловала преосвященного Рафаила, о чем С в. Синод и объявил ему указом от 16 того же месяца; а в 1744 г. сама прибыла в Киев в августе для богомоления и встречена у Триумфальных врат преосвященным Рафаилом и Антонием, митрополитом Белоградским, по своей просьбе на сей случай уволенным в Киев, и в присутствии их на одном Старого Киева крепостном к Днепру бастионе в августе же заложила великолепный храм во имя св. Апостола Андрея Первозванного, а Преосвященному пожаловала две золотые с бриллиантами панагии и 1500 червонных, кои тогда же отдал он на обновление Софийского собора.

Сей архипастырь по шестнадцатилетнем правлении киевской паствой скончался 22 октября 1747 г. на 71 году жизни своей и погребен 30 ноября бывшим тогда в Киеве, присланным в Россию для собирания милостыни от Александрийского патриарха Матфея, Макарием, митрополитом Фиваид-ским, которому по смерти его впредь до местного митрополита поручено в Киеве иметь архиерейское епархиальное служение и посвящение ставленников по рассмотрению Консистории. Тогдашний префект Киевской академии Георгий Конисский (бывший после Могилевским архиепископом) говорил ему из текста Иоан. 5. 35 бе светильник горя и светя надгробное слово, в коем трогательно описал его добродетели.

При нем, как и при его предместнике преосвященном Варлааме Ванатовиче, продолжались такие же утеснения от католиков и униатов православным в Литве и Белоруссии, какие были и прежде. Белорусские епископы, тогда принадлежавшие уже непосредственному ведению Св. Синода, беспрестанные посылали жалобы в Св. Синод и в Кабинет, а литовское духовенство, оставшееся еще под ведением киевских архиереев, просило их защиты. В 1732 г. по жалобе настоятеля виленского Свято-Духова монастыря Амвросия Юшкевича (бывшего, наконец, Новгородским архиепископом), в 1733 г. по жалобе Слуцкого архимандрита Иосифа

Оранского, а в 1743 г. Минского братства представлял преосвященный Рафаил Св. Синоду о защите их. Кроме того, сами настоятели прямо от себя писали часто жалобы в Св. Синод, и от оного, по докладу императрице, предписыва-но было российскому резиденту в Варшаве ходатайствовать за них, но не было успеха. Гонения, насилия и мучения продолжались по-прежнему, и нельзя читать описания оных без содрогания |25.

60. Тимофей Щербацкий, родился в местечке Триполье при Днепре 1698 г. и при крещении наименован Тихоном. Отец его был греко-российского исповедания малороссийский мещанин Иван Щербак, а мать Анна. В детских летах взят он в певческий хор ко двору государя Петра I, а по увольнении оттуда обучался в Киевской академии до окончания круга академических наук; в монашество пострижен в Софийском кафедральном монастыре и определен был кафедральным писарем, или секретарем; в 1737 г. преосвященным Рафаилом посвящен во игумена лувенского Мгарского монастыря, из коего в то* же году переведен игуменом же в Выдубицкий, а в половине 1739 г, произведен во архимандрита Золотоверхо-Михайловского монастыря; из оного же избран и определен в 1740 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры. В 1747 г. представлен он был от Святейшего Синода в числе кандидатов на праздную Московскую архиепископию, но по кончине в том же году преосвященного митрополита Киевского Рафаила высочайше пожалован 9 ноября и 6 марта в придворной санкт-петербургской Сретенской церкви посвящен в митрополита на Киевскую епархию. В Киев прибыл он того же года мая 26. В 1750 г. он был в Глухове при избрании гетмана графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а в 1753 г. в Москве, во время присутствия там императрицы. По возвращении начал он с

1756    г. чувствовать сильные припадки болезней и в

1757    г. от 31 марта послал в Святейший Синод просьбу об увольнении на покой в Выдубицкий монастырь, о чем от Св. Синода поднесен уже был и доклад императрице, но она именным указом, данным Св. Синоду 22 октября, повелела его перевести на Московскую епархию, в коей и был он первым митрополитом и по девятилетием правлении там скончался 18 апреля 1767 г., на 69 году от рождения. Тело его отпето в Чудове монастыре священническим погребением, и с тех пор такое ж отпевание высочайше повелено совершать и над всеми усопшими архиереями. Ибо до того времени они отпеваемы были погребением монашеским. 230

Ему в бытность еще архимандритом Киево-Печерским поручено было указом Св. Синода 1741 г. с учеными из лаврской братии пересмотреть и исправить к новому изданию Че-тии-Минеи св. Димитрия, митрополита Ростовского. Но он уже в 1754 г. представил Синоду свои некоторые замечания и от дальнейшего труда отказался; а потому дело сие продолжать с 1756 г. поручено было от Св. Синода новгородскому ректору, Хутынскому архимандриту Иоасафу Миткевичу (после бывшему Белогородскому епископу) с Александро-Невским иеродиаконом Никодимом.

Киевская академия обязана сему митрополиту учреждением в ней лучшего порядка преподавания наук и первой о том письменной инструкцией, данной ей в 1752 г., а также умножением библиотеки академической великим числом книг.

О строениях его в Софийском кафедральном монастыре сказано выше, в V главе.

Ему грамотой Св. Синода 1753 г. октября 13 дозволено было завести при доме своем типографию, но он не успел завести оную.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU