ПЕЧЕРСК


ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 16

ГЛАВА V СОДЕРЖАЩАЯ ИСТОРИЮ КИЕВСКОЙ ИЕРАРХИИ 16

61. Арсений Могилянский, родился в Решетиловке, местечке Полтавского полка, 1704 г. марта 17 и наречен при крещении Алексеем; с 1721 г. обучался 6 лет в Киевской академии; с 1727 г. продолжал до окончания науки свои в Харьковской тогда новооткрывшейся коллегии; в 1741 г. перешел в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконо-Спасском монастыре, где 21 ноября того же года пострижен в монашество под именем Арсения; вскоре за тем определен там учителем грамматики и проповедником. Отличный дар его в оказывании поучений обратил на него всеобщее внимание, и он вызван был в Санкт-Петербург к должности придворного проповедника. Около трех лет был он в сем звании со славою, а в 1744 г. января 29 по именному высочайшему указу посвящен во архимандриты Троице-Сергиева монастыря, которому того же года указом 8 июня высочайше утверждено наименование Лавры. В том же году февраля 8 определен он в члены Св. Синода, а июня 6 именным указом пожалован и 25 июля в Санкт-Петербурге посвящен на возобновленную тогда древнюю Переяславля-За-лесского епархию прямо во архиепископа с предоставлением ему титула архимандрита Троице-Сергиевой Лавры и управление оною, чего дотоле между лаврскими настоятелями не бывало; а в следующем, 1745 г. в марте месяце дан ему викарий и коадъютор Переяславльской епархии епископ Сера-пион Лятошевич с наименованием Можайского и Волоколамского. Между тем, оставался он в Санкт-Петербурге для присутствования в Св. Синоде, Императрица Елизавета Петровна имела к нему отменное благоволение и тогда же пожаловала ему бриллиантовую панагию в 60 тысяч рублей с портретом своим, обложенным крупными бриллиантами, и бриллиантовый же, с рубинами перемешанный, составленный из вензловых букв имени ее крест. Из сих знаков чрезвычайной тогда милости монархини панагия осталась в ризнице Сергиевой Лавры, а крест в Киево-Софийском соборе сохраняется. Но в 1752 г. по болезням своим принужден он был проситься на покой, и ему дан новгородо-северский Спасский монастырь во управление. Там пребывал он пять лет, и когда Киевский митрополит Тимофей Щербацкий именным указом 22 октября 1757 г. переведен в Москву, то императрица сама тем же указом назначила и пожаловала преосвященного Арсения митрополитом Киевским и сан сей повелела ему по прибытии в Киев объявить при народном собрании в соборе, В Киев прибыл он из Новгород-Северска уже в 1758 г., июня 9, и в том же году по просьбе его об определении ему, за слаботью здоровья, для вспомоществования в священнослужении викарием пребывавшего в Киево-Печерской Лавре греческого острова Андры бывшего архиепископа Герасима с поручением ему Пустынно-Николаевского киевского монастыря для жительства и содержания высочайше повелено 27 декабря быть оному архиепископу Герасиму на помянутом основании киевским его викарием . Кроме сего архиепископа, указом Св. Синода 1759 г. сентября 15 определенному на пребывание в Киево-Печерскую Лавру, выехавшему тогда из Далмации епископу Симеону Кончаревичу также разрешено исправлять священнослуже-ние с дозволения преосвященного Арсения в помощь ему. Третий в сем году выехал было в Киев Кроатский епископ Феофил Пассиче, которого, однако ж, велено послать в Кириллов Белоозерский, а в 1764 г — в лубенский Мгарский монастырь на пребывание. Но при самом вступлении преосв, Арсения на паству явился в Запорожской Сечи четвертый епископ, Анатолий, противник ему, вышедший из Афонских гор. Сей выходец был родом из подданных малороссийского Переяславльского полка местечка Золотоноши, в 1743 г. ушедший в Валахию, в Польше получивший монашество, а в 1749 г. удалившийся в Павло-Георгиевский афонский монастырь. Оттуда через полгода, испросив от Константинополь

це приезде 1756 г. в Россию сего архиепископа, потом — высылке и возвращении паки в Киев с определением в Киево-Печерскую Лавру обстоятельная справка прописана в указе Св. Синода преосвященному митрополиту Арсению того же 1758 г. октября бив прежних указах, на кои приведена там ссылка.

ского патриарха Кирилла чин архимандрита и доверенность афонских монашествующих для получения от Российского двора определенной по штату палестинскому милостынной дачи, приехал в Россию 1751 г., получил помянутую милостыню за все прошлые годы и особое жалованье от императрицы, а от Св. Синода книгу для сбора подаяний по России на три года. После сего в 1754 г. дан ему паспорт от Иностранной коллегии для выхода за границу, но в 1755 г., по благословению Константинопольского патриарха некоторыми архиереями посвящен будучи во епископа, под наименованием Мелетинского, с сим чином 1757 г. приехал в Санкт-Петербург под предлогом некоторых важных польз Российскому императорскому престолу; в 1758 отпущен за границу, однако ж скитался по России и остановился в Сечи у запорожских Козаков, которые, приняв его, устроили ему всю архиерейскую ризницу и сами допустили к священнослужению архиерейскому, имея умысел учредить у себя в Сечи особую епархию. Посему Анатолий при священнослужениях своих в Сечи Запорожской не только не вспоминал уже имени Киевского митрополита, коего епархии подведома была и Сечь, но принимал к себе пришлых из Греции, Молдавии и других мест монахов и определял их к местам как епархальный архиерей. По донесению о сем от Никандра, архимандрита Ставропигиального Межигорского монастыря, коего монашествующие по обыкновению исправляли священнослуже-ние в Сечи, Св. Синод определил 1759 г. сентября 21 сообщить правительствующему Сенату и малороссийскому гетману об отобрании от епископа Анатолия устроенной ему ризницы и о высылке его за границу с подтверждением козакам впредь не принимать таковых пришлых духовных. Но запорожские козаки представили Сенату предлоги некоторых причин, якобы важных, об удержании у них его епископа и о том исходатайствовали даже Сенатский указ. Посему Анатолий, несмотря на запрещение Св. Синода, продолжал у них свое служение. Тщетно и преосвященный митрополит Арсений грамотой своей 1760 г. от января 26 увещевал кошевого атамана и старшин исполнить указ Св. Синода. Они его также не послушались. Наконец, указом Св. Синода от 31 января того же 1760 г. предписано взять Анатолия в Киев под стражу, но по делам не видно, чтобы он взят был и привезен сюда.

Преосвященный Арсений недолго пользовался помощью определенного ему викария, архиепископа Герасима, который в январе 1759 г. скончался. После него помогал ему в служении пребывавший в Лавре Далматинский епископ Симеон, который, однако ж, в 1761 г. выехал в С.-Петербург.

В январе 1762 г. Преосвященный представлял Св. Синоду об определении его викарием на основании прежнего, с предоставлением ему и Николаевского монастыря, на что и сей епископ был согласен, но Св. Синод указом того же года от 1 марта дал знать преосвященному Арсению, что помянутый епископ уволен за границу, а в Николаевский монастырь назначен настоятелем бывший Московской академии ректор и Заиконо-Спасского монастыря архимандрит Гедеон Сло-минский, которого он, Преосвященный, если рассудить, может представить С в. Синоду и для посвящения себе викарием, одако ж представления о нем не было, и определен он токмо в Консисторию первым членом, а после указом Св. Синода переведен в ставропигиальный Межигорский монастырь, где и скончался 1722 г. сентября 26. В 1756 г. возвратился из Санкт-Петербурга вышеупомянутый епископ Симеон с пожалованным ему пенсионом по 500 рублей и, оставшись в Киеве, помогал преосвященному Арсению в свя-щеннослужении без звания викария, а в 1769 г. августа 26 скончался в киевском Петро-Павловском монастыре, где и погребен Павлом, митрополитом Тобольским, пребывавшим в Лавре на покое.

В 1767 г., когда императрица Екатерина II открыла в Москве Комиссию о сочинении проекта нового Уложения, то потребованы были в оную и от малороссийского духовенства сведения об их правах и нуждах. Сей случай был поводом к отысканию и собранию всех привилегий, прав и вольностей, жалованных малороссийским монастырям, церквам и духовенству от королей польских и российских государей. Повелено было преосвященному Арсению снестись о сем с преосвященным Черниговским и Переяславским и с архимандритом Киево-Печерской Лавры, и во всех сих местах отыскиваемы были грамоты и представляемы статьи требований для рассмотрения комиссии; а из собранных отовсюду сведений в киевской Консистории составлено было обстоятельное о всем малороссийском духовенстве представление в 74 пунктах231. Но поелику сия комиссия по случаю начавшейся турецкой войны и других обстоятельств остановила свои действия, то и представления сии остались нерассмотренными и нерешенными.

В том же 1767 г. указом Св. Синода от 2 апреля последовало преосвященному Арсению решительное запрещение при именовании себя митрополитом Киевским и Галицким присовокуплять титул и Малыя России, по той причине, что Малороссия тогда состояла уже не в одной Киевской епархии, но имела еще особые независимые, Черниговскую и Переяславскую. Недоразумение Преосвященного происходило от того, как доносил он Св. Синоду от 6 мая на указ оного, что при подчинении Киевской митрополии Московскому патриаршему Престолу первый митрополит Гедеон Святополк, князь Четвертенский, в настольной грамоте, данной ему 1686 г. от патриарха Иоакима декабря 3, а от царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны декабря 15, наименован митрополитом Киевским и Галицким и Малыя России (вместо древнего титула всея России); так же наименован второй митрополит, Варлаам Ясинский, в Настольных грамотах, ему данных от патриарха Адриана 26 сентября и от тех же царей 28 сентября 1690 г., и третий митрополит, Иоасаф Кроковский, в Настольной ему грамоте, данной от царя Петра Алексеевича 1708 г. сентября 14. А хотя Св. Синод по учреждении своем с 1722 г. к архиереям киевским присылал всегда указы с именованием их только Киевскими и Галицкими, но, между тем, другие коллегии в сношениях своих с ними продолжали присовокуплять им титул и Малыя России. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна в уведомительной о наступавшей коронации своей архиепископу Киевскому Варлааму Ванатовичу грамоте от 22 апреля в начале и заключении наименовала его такжеКиевским и Галицким и Малыя России, а в 1748 г. Настольной грамотой, данной и от Св. Синода мая 13 митрополиту Тимофею Щербацкому, по исключении уже и Переяславской епархии из-под ведомства Киевской митрополии, наименован он Киевским и Галицким и Малыя России. Посему-то во всех епархиальных делах Консистория и подчиненные, а также и гражданские присутственные места продолжали писать вполне сей титул до 1767 г., а некоторые и после того, как видно по архивным бумагам.

В правление сего Преосвященного приписаны к Киевской епархии некоторые церкви поселений по границе Новороссийской губернии, составившихся из выходцев молдавских и сербских; а также указом Св. Синода 1769 г. февраля 16 подчинены его ведомству церкви, духовенство и прихожане по духовным делам во всех вотчинах Киево-Печерской Лавры и ставропигиального Межигорского монастыря, по Киевской губернии находившихся. Ибо прежде, по древнему обыкновению, они (кроме рукоположения во священство) зависели непосредственно от своих только архимандритов, которые управляли церквами, духовенством и всеми в приходах духовными делами посредством избираемого ими протопопа; и хотя Киево-Печерские архимандриты Лука и Зосима представлениями своими Святейшему Синоду старались удержать сие право, однако ж им отказано. С другой стороны, православные церкви и монастыри, под польским и литовским правлением остававшиеся, едва сохраняли свою зависимость от Киевской митрополии и претерпевали такие же утеснения за веру свою, какие были при предместниках сего Преосвященного; а потому беспрестанные доходили к нему и прямо в Св. Синод жалобы их на гонение и притом на скудость свою. Для вспоможения в последнем по указу С в. Синода 1763 г. учрежден был в пользу их по Киевской и Переяславской епархии церковный кошельковый сбор, а для защищения их от утеснений Св. Синод сообщал Иностранной коллегии, которая поручала сии дела находившимся в Варшаве российским резидентам. Но при исследованиях польского правительства всегда вина слагаема бывала на православное тамошнее духовенство, и гонение возобновлялось. При сих-то обстоятельствах Могилевский епископ Георгий Кониссий в 1765 г., явясь в Варшаву к новоизбранному королю польскому Станиславу, 27 июля произнес трогательнейшую жалобу в достопамятной своей речи, напечатанной в Истории об унии, стран. 379 и след. Несмотря на сие, в следующем же 1766 г. на Сейме Солтык, епископ Краковский, с запальчивостью восстал против всех диссидентов; также и папский нунций Висконти настоял о лишении их всех прежних прав и вольностей, и вследствие того ноября 24 сделана была против них Конституция. Тогда-то императрица Екатерина II деятельнее всех предместников своих вступилась за утесняемых и повелела войскам своим под предводительством Солтыкова, Нуммерса и Кречетникова войти в Польшу. Диссиденты со своей стороны во всех почти воеводствах польских и литовских открыли Конфедерацию, а против них и поляки составили свою. Но все они силой российского оружия укрощены, и по требованию императрицы Сейм принужден был возвратить диссидентам прежние права и свободу, а на основании того заключен был между Россией и Польшей мирный трактат 1768 г. Однако ж Польша, не желая сохранять оного, возбудила турецкого султана к войне с Россией, и Конфедерация продолжалась до перемирия с Турцией в 1772 г.

Преосвященный митрополит Арсений скончался 8 июня 1770'г. в загородном Митрополичьем Шулявском доме и оттуда перенесен в Софийский собор в сопровождении Павла, митрополита Тобольского, а 21 июля священническим погребением отпет преосвященным Самуилом, епископом Белоградским, после бывшим митрополитом Киевским.

Преосвященный сей по примеру предместников своих прилагал попечение и о Киевской академии, коей библиотеку он умножил великим числом книг; на построение бурсы (вместо построенной в 1719 г. митрополитом Иоасафом Кро-ковским близ Братского монастыря и обветшавшей) дал собственных 6000 рублей и с 1760 до 1765 г. устроил оную, деревянную, на каменном фундаменте, а также на покрытие школ 3000 рублей. Он уставил проповедников при Софийском соборе и при знатнейших киевских церквах. Им освящена 19 августа 1767 г. в Киеве Андреевская церковь, основанная императрицей Елизаветой Петровной в 1744 г., а о зданиях его в Софийском монастыре сказано выше.

62. Гавриил Кремекецкий, родился Киевского полка в городе Носове и при крещении наречен Григорием. Отец его, именем Феодор, был в Носовке городовым старшиной и отдал сына свого с детства для обучения в Киевскую академию, из коей перешел он в Харьковскую училищную коллегию, а потом — в Московскую академию, где и кончил свои науки. Когда в 1736 г. Александро-Невского монастыря архимандрит Стефан Калиновский заводил в своей обители семинарию, то вызывал из Москвы в учительскую должность, яко известных ему, при нем же в Московской академии обучавшихся студентов, Григория Кременецкого и Андрея Зертыс-Каменского. Оба они основали все классы сей новой семинарии и в 1739 г. пострижены там в монашество, первый под именем Гавриила, а другой Амвросия. В следующем году Гавриил определен ректором, а Амвросий префектом той же семинарии. В 1748 г. оба произведены в архимандриты, первый Ново-Спасского московского монастыря, а второй Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, и пожалованы в члены Св. Синода. Гавриил в 1749 г. сентября 17 произведен во епископа Коломенского, в 1755 г. сентября 19 переведен в Казань со званием епископа же, а в 1762 г. июля 25— в Санкт-Петербург и 29 июля получил сан архиепископа, а 1770 г. сентября 22 определен в Киев митрополитом с предоставлением ему звания члена Св. Синода, и 25 того месяца пожалован ему белый клобук. Но поелику с осени того же года открылась в Киеве моровая язва, то Преосвященный сей 8 месяцев пребывал в Санкт-Петербурге; мая 31 1771 г. приехал в Москву и, оттуда отправясь в путь, остановился в Гамалеевском монастыре, а в Киев прибыл уже в 1772 г. марта 4.

В том же 1772 г. в сентябре месяце, по заключении перемирия с турками, соседние с Польшей державы для прекращения вредных им польских Конфедераций сделали первый между собой раздел ее, по коему лишилась она 3925 квадратных миль своих владений. Одна из них часть досталась Австрии, другая Пруссии, а третья, со стороны Литвы, составлявшая воеводства Мстиславское и Витебское, с частями некоторыми из других до Днепра и Двины присоединена к России с 1300000 народа. Вследствие того, по новому учреждению губерний в сих краях, поелику округи Могилевский, Мстиславский, Оршанский и Рогачевский причислены к Могилевской, а Полоцкий, Витебский и Двинский ко Псковской губернии, то бывшие дотоле в Киевской епархии тамошние монастыри, мужеские: буйницкий Свято-Духов, Мстиславский Свято-Духов, кутеинский оршанский Богоявленский, девичьи: кутеинский оршанский Успенский и борко-лабовский Вознесенский, по указу Св. Синода 1773 г. апреля 26 отошли в Могилевскую, а витебский Марков во Псковскую епархию. Весь сей раздел между соседними державами подтвержден и трактатом с Польшей, подписанным в Варшаве 1773 г. сентября 18, в коем пятым и седьмым пунктом обеспечено исповедание католическое в российских, а грекороссийское в польских владениях. А в прибавочных к сему трактату статьях 1775 г. марта 15 девятым пунктом назначена комиссия для рассмотрения споров между униатами и не-униатами о завладенных церквах; и другим прибавочным актом того же 15 марта определены и ограничены права и преимущества всех диссидентов, в Польше и Литве находившихся. Императрица Екатерина II верно соблюдала свои обещания в помянутых трактатах и еще в 1772 г., вскоре по присоединении польских провинций к своей державе, дабы подать католикам пример кроткой веротерпимости, указом 14 декабря назначила быть в России римско-католическому епископу с подчинением ему всех католических по России костелов и кляшторов, а в Белоруссии униатскому архиепископу с таковым же правом над униатскими церквами. В 1773 г. действительно приняла она римского епископа Се-стренцевича-Богуша и в следующем году мая 12 снабдила его дипломом на ерекцию католической епархии в России, а в 1776 г. привилегией на заведение типографии в Могилеве. В 1782 г. января 16 пожаловала его в архиепископы всех в России католических церквей и от папы испросила ему посвящение в сей сан среди своей столицы. Таким образом, все знаки благоволения и покровительства оказывала она римской церкви в России. Но католическое и униатское духовенство в Польше и Литве не подражало ее кротости и вскоре по заключении с нею трактатов обнаружило гонительный дух, так что еще в 1776 г. от притеснения и разорений некоторые украинские православные священники, в польских провинциях остававшиеся, принуждены были, удалясь от своих приходов, перейти в Киев и Переяславль и просить Св. Синод дать им для пропитания места в малороссийских епархиях, о чем Св. Синод и предписал преосвященному Гавриилу. А в 1782 г. униатский митрополит Иасон Смогоржевский хотел обложить данью все монастыри и православные церкви по Богуславскому и Корсунскому уездам.

В 1775 г. именным высочайшим указом, сентября 9, в Новороссийской губернии учреждена новая епархия, под именем Славянской и Херсонской, и для составления оной указом Св. Синода 1776 г. июля 28 повелено было отделить от епархии Киевской, Переяславской и Белогородской некоторые уезды. Посему из Киевской епархии отошел в оную город Полтава с уездными монастырями и церквами, вся Запорожская бывшая Сечь и часть Новомиргородского уезда. А поелику большая часть церквей отделена туда из Переяславской епархии, которая осталась затем весьма скудной церквами, то преосвященный Иларион, епископ Переяславский, в 1777 г. просил Св. Синод отделить ему часть из Киевской, и по представлению преосвященного митрополита Киевского Гавриила указов Св. Синода октября 19 уступлены в Переяславскую епархию из Миргородского полка 109 и из Лубенского 17, всего —126 церквей. По открытии ж 16 сентября 1781 г. Киевского наместничества* епархия Киевская приведена была в границы губернии; а потому отошли от оной все вне сих границ оставшиеся монастыри и церкви, о чем ниже обстоятельнее сказано будет.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU