ПЕЧЕРСК


О НОВЕЙШИХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ПРАВАХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О НОВЕЙШИХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ПРАВАХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О НОВЕЙШИХ ПРЕИМУЩЕСТВАХ И ПРАВАХ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Хотя, как выше сказано, еще великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский в 1159 году дал Киево-Печерскому монастырю право архимандрии, титло Лавры и ставропигии, или независимости от митрополита всероссийского277; но чрез 9 лет после грамоты Андреевой и при жизни еще самого князя Андрея митрополит Константин ЇІ, в 1168 году судивший сам и Собором своим осудивший второго архимандрита Поликарпа на заточение, нарушил право независимости сей обители; а в последовавшие времена ни летописцы, ни польские короли в грамотах своих, жалованных сему монастырю на возвращение привилегий и на охранение от обид, никогда не называли уже ее ни Лаврою, ни ставропигиею. Может быть, разорение и долговременное со времен Батыева нашествия запустение было причиною лишения ее сего титла? Однако ж с 1159 года настоятели продолжали называться архимандритами, хотя некоторые летописцы иногда и их именовали только игуменами. После покорения Киева литовскому правлению православные и благочестивые князья, наместники великого князя Литовского, начальствовавшие в Киеве, покровительствовали сию обитель, как выше сказано; а великий князь Литовский Витовт из своих княжеских имений повелел отпускать ежегодно в Киево-Печерский монастырь сто кадей меду, как предъявлено и записано о сем в Литовской метрике 1641 года *. Но после обращения Киева в воеводский город * польские воеводы киевские, бывшие уже по большой части римской веры, начали притеснять оный, препятствовали умножению монахов, по смерти архимандритов забирали их имение, вступались в управление монастыря, домогались от оного подарков и угощений, отягощали требованием подвод под послов и гонцов и проч. А хотя митрополит Киевский Иосиф Солтан в 1499 году испросил у Александра, литовского великого князя, духовенству своему подтверждение прав независимости от мирских начальников и в 1509 году Собором своим сам в Вильне подтвердил оное, а в 1511 году еще исходатайствовал у польского короля и литовского великого князя Сигизмунда I на сие привилегию; но не везде и сия привилегия уважалась. Посему в 1522 году Печерский архимандрит Игнатий отправил своих послои к сему же королю в Вильну с просьбой о снабдении своего монастыря особою привилегией? и получил 22 июля грамоту, коею, во-первых, дозволено в сем монастыре иметь общежитие по обычаю монахов греческого закона, воеводам киевским повелено им в том не препятствовать, до имений умерших архимандритов не касаться, а предоставлять братии присоединять оные к церковным вещам и в избрание нового архимандрита, ни в правление монастыря не мешаться; по избрании же архимандрита вольными голосами представлять о нем королю на утверждение и за оное от монастыря подносить королю в подарок 50 золотых червонных; воеводам же никаких подарков не давать и им не домогаться и даже не въезжать в монастырь более двух раз в год, и то по приглашению; от подставы подвод под послов и гонцов монастырь освободить; шинков возле монастыря не дозволять никому строить, а во время земской службы монастырь обязан только представлять 10 человек на конях в збруе. Сия королевская привилегия была первая Печерскому монастырю по возобновлении оного и подтверждена польским же королем и великим князем Литовским Сигизмундом Августом в Петрикове 15 мая 1550 года и 1578 года июля 28 во Львове польским королем Стефаном Баторием, который при том указал с воевод и шляхтичей, обидевших пред тем Печерский монастырь, взыскать и отдать оному 2000 коп литовских, монастырю же подтвердил право владения городом Васильковым с принадлежностями. В 1567 году грамотою 20 февраля польский король Сигизмунд Август подтвердил, дабы никаких добр, от кого-либо наданных Печерскому монастырю, никто отнимать не мог, но все то под защитою и обороною самой верховной власти быть имеет. А когда Киев с 1569 года присоединен уже непосредственно к польской короне, то Печерский монастырь начал помышлять о возвращении всех своих прав и преимуществ, жалованных оному от великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Для сего бывший тогда архимандрит Печерский (а с 1570 года вместе уже и епископ Владимирский и Берестенский) Мелетий Хрептович Богуринский, взяв из Печерского монастыря подлинную Андрееву грамоту, отправился в 1590 году на Варшавский Сейм. Но в проезд от Киева остановясь в Василькове, в новозаведенном тогда Печерском там замке, от случившегося одиннадцатого мая пожара лишился сей грамоты и успел спасти только обгорелые куски пергамина, кои не могли уже служить доказательством. Надлежало искать засвидетельствованного списка в правительственных актах, но оных за многими разорениями и опустошениями не можно было отыскать в Киеве. Посему помянутый епископ с киево-печерскими старцами отнеслись просьбою к патриаршему Коне-тантинопольскому Престолу об отыскании записки сей грамоты в патриаршем архиве. Патриарх Иеремия поручил отыскание сие своему логофету Иераксу, от которого представленную выписку патриарх утвердил и выдал Печерскому монастырю. Но список сей оказался сомнительным по некоторым анахронизмам и несообразным с историей обстоятельствам. Причиною сему можеть статься был неисправный логофет патриарший, или переводчик русский. Впрочем, основание ссй выписки Андреевой грамоты, по крайней мере в означении владений, Печерскому монастырю пожалованных, несомнительно потому, что монастырь сей и до сгорения подлинной грамоты владел городом Васильковым с волость-ми окружными к пользовался оными беспрепятственно, а в 1588 году июня 17 получил и выписи земских киевских книг на разграничение своих Васильковских владений, и, сверх того, в сем же 1588 и 1591 годах от королей польских подтверждены ему разные вкладные, покупные, промеш-гые и спорные волости, земли и угодья. Что касается до преимуществ, Печерскому монастырю от князя Андрея Юрьевича пожалованных, то и патриар^ Иеремия в своей грамоте при помянутом списке нарек Печерский монастырь и Лаврою, и ставро-пигиею и прислал еще на сии же титла список с грамоты Константинопольского патриарха Максима, в 1481 году Печерскому монастырю данный, после того подтвержденный Константинопольскими же патриархами: Матфеем, между 1594 и 1600 годов; Рафаилом, в 1608 г.; Тимофеем, между 1613 и 1621 годом; Иерусалимскими Феофаном (1620) и Паи-сием (1649 г.); Константинопольскими Парфением (1657) и Иоанникием (1659); Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием, 1668 г. Сего довольно было в замену сгоревшей Андреевой грамоты. Киево-Печерский архимандрит Варлаам Ясинский все оные представил в 1688 г. российским государям и получил утверждение на оные; после чего они прописаны и подтверждены Московским патриархом Иоакимом в настольной ему грамоте, данной того же 1688 года апреля 18, и в царской того же года мая 31 и 1720 г. октября 16-—архимандриту Иоанникию Сенютовичу. В сих грамотах Киево-Печерский монастырь наименован также Лаврою, царскою и патриаршею ставропигиею, независимою от Киевского митрополита 278; а по ссылке па сии грамоты подтвердили также все права сей Лавре государи: император Петр II в грамоте 1728 г. августа 1 тому же архимандриту Иоанникию; императрица Анна Иоанновна, 1737 г. июля 18 в настольной грамоте архимандриту Илариону Негрембсц-кому, а 1740 г. сентября 24 — архимандриту Тимофею Щер-бацкому; императрица Елизавета Петровна, 1742 г. ноября 3 — ему же, в 1749 г. февраля 20 — архимандриту Иосифу Оранскому и в 1752 г. августа 10 архимандриту Луке Белоу-совичу; императрица Екатерина II, 1762 июля 5 — архимандриту Зосиме Валькевичу. И так Лавра Киево-Печерская под Российскою Иерархиею паки получила право ставропигии, коего в несчастные свои времена долго почти лишалась. Но не вместе с Малороссией, поддавшеюся в 1654 г. Российскому престолу, подчинилась она Московскому патриарху, а до 1688 г. именовалась еще ставропигиею Константинопольского. Со времени же открытия Св. Синода наименована уже ставропигиею оного и под его правлением, о чем и дано знать именным высочайшим указом 1721 г. мая 15 архимандриту Иоанникию Сенютовичу,

Особенными преимуществами Киево-Печерской Лавры то, что она есть:

1.    Древнейшая в России ставропигия и Лавра, и ей по преимуществу приличествует титул Лавры, потому что она издревле имела больше всех монастырей братии, а также под своим ведением многие другие монастыри и пустыни279; а по грамоте Московского патриарха Иоакима 1688 г. признана первостепенною и между всеми российскими монастырями;

2.    Вольное избрание архимандрита своею братиею и светскими чиновниками, а в последние времена избрание совершалось в присутствии только светских чиновников, без участия их. Сие право Киево-Печерской Лавры также древнее. Ибо еще преподобный Антоний предоставил братии из-бранне преподобного Феодосия на игуменство, и с тех пор всегда сама братия письменным приговором избирала себе игуменов и архимандритов, а выбор всегда происходил в Трапезе при всей братии, народе и чиновниках. Польские короли подтверждали также сие право и предоставили себе только утверждать избранного в настоятельстве своей грамотой. После подчинения Лавры Российскому царскому и патриаршескому Престолу предписывалось лаврской братии при митрополите и гетмане или гетманских чиновниках избирать уже не одного, но двух, трех или более кандидатов и гетману о избранных представлять государю на утверждение кого-нибудь из них. Утвержденный вызываем был в столицу для посвящения самим патриархом или другим начальствующим в Иерархии; во время пребывания там имел со свитою своею все содержание от Двора и при отпуске получал царские подарки и настольную грамоту за подписанием царским в подтверждение всех прав Лаврских и архиманд-ричьих. После подчинения Лавры Св. Синоду, с 1721 г., акт избрания архимандрита происходил таким образом: по смерти архимандрита Лавра доносила о том Св. Синоду с испрашиванием благословения на новое избрание, а вместе с гетманом и коллегии Иностранной, для получения на то высочайшего дозволения. По получении благословения и дозволения приступала к выбору и о избранных кандидатах доносила и Св. Синоду, и вместе с гетманом паки Иностранной коллегии, которая мимо Синода от себя уже входила докладом к государю и решение его объявляла Синоду, а йотом сама же вызывала утвержденного кандидата и по посвящении отправляла в Киев. Но с 1769 г. по докладу Св. Синода высочайшим указом 28 января повелено все сии представления и отправу делать уже Св. Синоду, а не чрез коллегию.

3. Грамотою патриарха Иоакима 1688 г. подтверждено сей Лавре право избирать 12, или колико потребно старцев из братии для советования и управления соборне всеми монастырскими делами. СейСобор, до 18 столетия именовавшийся Капитулою и существующий доныне, имеет право, как Коллегия, сам сноситься со всеми коллегиями, епархиальными консисториями и прочими присутственными местами промемориею, или сообщением, по силе указа Св. Синода по ведению Правительствующего Сената 1769 г. от 18 ноября последовавшего; а указом Св. Синода 1771 г. декабря 20 повелено Собору как с консисториями, так с ставропиги-альными монастырями сноситься промемориями, вместо прежних под разными видами переписок, архиереям же и Печерским архимандритам между собою письмами. По причине сей независимости Лавры она получала от Св. Синода особые указы до штатного положения 1780 года, то есть, до подчинения митрополиту. Потом указы особые прекращены, но с 1796 года, по представлению преосвящ. митрополита Самуила, Св. Синод мая 3 того года определил, паки посылать в Лавру особые указы, на имя митрополита и архимандрита оные.

4.    Тою же грамотою патриаршею подтверждено Лавре иметь типографию для печатания церковных и других духовных книг по-прежнему. Ибо Лавра задолго пред тем имела уже свою типографию по примерной привилегии других монастырей православных, под польским правлением находившихся.

5.    Грамотою Киевского митрополита Петра Могилы предоставлено было Киево-Печерской Лавре во всех своих вотчинах и маетностях самой иметь в своем ведении белое приходское духовенство под управлением протопопов, в тех же маетностях обретающихся, кому из них поручит архимандрит. Сия грамота подтверждена и грамотою царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1689 г. декабря 16. На основании сего киево-печерские архимандриты относились к митрополиту и епархиальным архиереям только о посвящении духовенства в своих маетностях, а настольные грамоты оному выдавали уже сами за своим подписанием. Но сия привилегия отменена указом Св. Синода 1769 г. февраля 16, и с тех пор лаврское белое духовенство везде подчинено было епархиальным архиереям.

6.    Тою же грамотою патриаршею 1689 г. уволен киевопечерский архимандрит от приезда в Софийский собор к молебнам в Господские и Богородичные дни и в Тезоименитства государей, а велено ему молебны те петь в Лавре.

7.    По грамотам патриархов Константинопольских и Московских, подтвержденным и от бывшего блюстителя Российского патриаршего Престола Стефана Яворского, митрополита Рязанского, дозволено архимандритам Киево-Печерской Лавры как в Священно с лужении, так и кроме онаго носить Енколпион, или панагию, в Священнослужении же Митру с водруженным на верху Крестом, Мантию шелковую черную с изображением на поматах или раменных скрижалях Преподобных Отец Антония и Феодосия, Начальников Печерских, Жезл среброкованный с яблоками и с среброзла-тошвенным платом осенять в Священнослужении обеими руками, употреблять при осенениях Трикирий и Дикирий, иметь предносимый Примикирий или Лампаду и Рипиды, служить всегда на коврах, выходить из келии в Церковь на Священнослужение при звоне во все колокола, во время Херувимской Песни на Великий Выход не выходить, а принимать Святый Потир и Дискос в Царских Вратах, по окончании песни Достойно естьперводиакону делать возгласите-льное воспоминание, как бывает при архиерейском совершении литургии, иметь в Лавре, есть ли пожелают архимандрит и Братия, архидиакона, о посвящении коего, так как и прочих священных чинов просить митрополита Киевского и за то воспоминать его в Ектениях. Но какими патриархами и когда пожалованы были Киево-Печерскому архимандриту сии отличия, сведения не осталось. Ибо все Лаврские грамоты в бывший 1718 г. в Лавре пожар объявлены сгоревшими. В первой же настольной грамоте, 1688 г. от Московского патриарха Иоакима при подчинении Лавры его престолу данной архимандриту Варлааму Ясинскому и другим последовавшим архимандритам, об оных не упоминается, а только вообще сказано: служение же в своем Монастыре и ношение одежд Священных и Монашеских Архимандрит Печерский по обычаю древнему да имать. Впрочем, известно то, что отличия сии употребляемы были Киево-Печерскими архимандритами до последних времен, и по примеру их указом Св. Синода 1731 года апреля 14 дано право и архимандритам Сергиевой Лавры вполне отправлять священнодействие. А в 1748 г. по предписанию Святейшего Синода от 9 октября о представлении сведения, какой обряд служения архимандритов Киево-Печерских происходит, и когда и кем оный учрежден, представлен был оному от Лавры следующий Устав, но не найдено, когда и кем он сочинен.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU