ПЕЧЕРСК


ОПИСАНИЕ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

ОПИСАНИЕ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

ОПИСАНИЕ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

ГЛАВА I

О ВРЕМЕНИ И СЛУЧАЕ ОСНОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ КИЕВО-СОФИЙСКОГО СОБОРА

По кончине равноапостольного великого князя Владимира Святославича сын его Святополк,* братоубийством с 1015 г. завладевший великим княжеством Киевским, сам два раза был изгоняем братом своим Ярославом Владимировичем, который с 1019 г. уже утвердился на отеческом престоле. Сей великий князь, по свидетельству преподобного Нестора, был усердный любитель церковного благолепия и уставов и создал много церквей и монастырей в Киеве. Между тем, в одно его отсутствие в Новгород облегли Киев печенеги — известный дикий народ, с начала X века кочевавший в южной части России. Ярослав, услышав о бедствии своей столицы, поспешил к оной с варяжскими и славянскими войсками из Новгорода и, пришед в Киев, нашел бесчисленное множество печенегов у города. Он выступил против них на открытом поле, распорядил варягов посреди строя, киевлян на правом крыле, а на левом новгородских славян. Целый день продолжалось сражение, и к вечеру одолел Ярослав своих врагов, которые, гонимы быв от Киева, иные потонули в реке Сетомле, иные в других реках, а прочие разбежались. Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии. Так описал сие происшествие Нестор87. С того же времени Ярослав оградил Киев стеною, а в части оной, ближней к Софийской своей церкви, устроил златые, или позлащенные, врата градские, под ними каморы, а на них церковь Благовещения Пресвятой Богородицы того деля, как сказано в Ипатьевском списке Несторовой летописи и Киевском Синопсисе88, да всегда радость граду тому святим Благовещением будет, молитвами Пресвятым Богородицы и святого Архангела Гавриила, радости благовестит.

Время, всех сих происшествий в летописях наших назначается различно. Летопись Софийская, Воскресенская, Никонова* и Русский временник полагают нашествие печенегов и основание Софийской церкви, Златых врат и стен градских в 1017 г., а окончание сих зданий и устроение церквей Благовещенской на Златых вратах и Георгиевской близ них в 1037 г. Древняя Новогородская летопись дважды упоминает об основании Ярославом Софийской церкви: первый раз под 1017 г., а другой раз под 1037 г., Архангелогородская летопись* нашествие печенегов полагает в 1017 г., но основание Софийской церкви однажды только, в 1037 г., а Нестор нашествие печенегов описывает под годом 1036, основание же градских стен со Златыми вратами и церкви Софийской под 1037 г. По сем, говорит он, заложи Ярослав церковь на златых воротех святой Богородицы Благовещение; по сем святого Георгия монастырь и святой Ирины. Но ничего не упоминает он, во сколько времени все сие построено, и когда освящена Софийская церковь. В Софийской летописи сказано только, что в том 1037 г. совершен бысть град Киев и церковь святая София свершена; а у града суть врата златы. Никонова под тем же годом говорит: Свершен бысть град Киев, у него же врата златая; и прибавляет: того же лета священа бысть церковь святая София в Киеве. Захарий Копыстенский в Палинодии своей, ссылаясь на Пролог Печерский под числом 4 ноября, пишет, что Софийская церковь освящена 4 ноября 1037 г., а Киевский Иерархический Каталог присовокупляет, что сия церковь основана и созидалась при митрополите Ионе, или Иоанне I, правительствовавшем с 1008 до 1035 года, а освящена митрополитом Феопемптом в означенное Копыстенским время89. О создании же и освящении Георгиевской церкви, или, как Нестор называет, монастыря Георгиевского близ

Златых врат, в Прологе положено сказание под 26 ноября без означения года, а в старинных Месяцесловах киевских год освящения ее полагается уже 1045.

Из сих разноречий чему верить, неизвестно.* Конечно, столь многих и важных зданий не мог Ярослав окончить в один 1037 год, и если с 1017 до 1037 года он производил их, то 20 лет — не слишком долго для исполнения сих предприятий при других его занятиях. Уцелевшая доныне в Софийской церкви на стенах мозаическая живопись с греческими надписями, мраморные колонны при входе вщерковь с запада и на хорах, фигурные, из гранита выделанные плиты, оставшиеся также на хорах и по некоторым местам пола белый мрамор и красный лещедник доказывают, что он и художников, и строевые припасы должен был доставать из других земель, на что потребно было немалое время. О всем сем, однако ж, молчат наши летописи. Правда, если верить сказанию Михалона Литвина,* то, по его словам, при опустошении еще Херсона (нынешнего Крыма), где много-де было церквей, выстроенных греческими императорами, руссы обобрали все украшения их и ими украсили Киев. Посему-то-де, говорит Михалон,наш (под литовским уже владением) Киев в штучных полах, мозаике и налепках в церквах своих до ныне сохраняет некоторые памятники той добычи, из коей уделил он врата и Гнезненской церкви. А Наруше-вич,* приводя сии слова Михалоновы, говорит, что Болеслав Храбрый, король польский, в 1018 г, вывезший из Киева много добычи, обогатил награбленными вещами и Гнезнен-скую церковь, сгоревшую в том же 1018 г., по свидетельству Дитмара90 91. Итак, Ярославу надлежало и по сему самому для новой своей церкви доставать новых уже украшений. Неизвестно также, в каком благолепии первоначально устроена была Ярославом сия церковь. Ибо доныне уцелели только стены ее до купола и несколько мозаических изображений, а описания ее до нас не дошло. Нестор только сказал кратко, чтоЯрослав украси ю златом и сребром и сосуды церковными, и положи в ней переведенные с Греческого языка книги многи, ими же научахуся вернии, а при ней устроил дом, или монастырь митрополичий. Киевский Синопсис прибавляет: украси ю всякою красотою, а при ней вежу (башню или колокольню) сооружи и верх позлати и врата граду каменные и двери златы от Болеслава обнови и направиь.

С тех пор церковь Софийская сделалась митрополичье» кафедральною и иерархическим собором. Но возведению на престол, или, как в Прологе сказано, столованию всех ново-посвящаемых российских епископов Ярослав уставил быть в вышеупомянутой созданной им во имя тезоименитого себе великомученика Георгия церкви у Златых врат6 и день освящения ее повелел ежегодно праздновать по всей России, почему в Месяцесловах и доныне оный означается.

ГЛАВА II

О ТОМ, С КАКОГО ОБРАЗЦА СОЗДАН КИЕВО-СОФИЙСКИЙ СОБОР, О НАИМЕНОВАНИИ ЕГО И О ХРАМОВОЙ ИКОНЕ

Хотя преподобный Нестор и другие древние летописатели наши не упоминают, с какого образца Ярослав создал свою Софийскую церковь, но поелику всем таковым церквам была тогда образцом знаменитая константинопольская, то вероятно сказание Киевского Синопсиса, что Ярослав построил и свою от камени по подобию Константинопольской точию меньшую от нее\ как и действительно увидим в следующей главе.

Откуда произошло название святой Софии и какое лицо оно означало, сие подвержено различным толкам. Неизвестный греческий XI века описатель построенной в VI в. императором Иустинианом константинопольской Софийской церкви говорит, что расположение сего храма императору откровенно ангелом, а наименование ее святою Софиею сказано ангелом же одному при мастеровых находившемуся отроку, и описатель толкует оное Словом Божиим, как и другие византийские писатели2. Но современник сему императору,

6 Пролог под 26 числом ноября.— Столование, в греческой церкви называвшееся еу бротпшцро, а в римской inthronismus inthronisatio, был обряд по посвящении епископа в назначенный день, во время литургии, по прочтении Апостола и Евангелия посвятившим его епископам посаждать его среди церкви на кафедре и приветствовать провозглашением его епархии и целованием.— Vfd. Binghami Origines Ecclesiasticae, lib. II, cap. XI, § 16,—Caroli Du Fresne Du Cange Gtossarium Latimtatis medii aeui sub voce Thronus et inthronisatio.

1    Киевский Синопсис, стран. 62.— Новгородский Софийский собор также создан с образца константинопольского или киевского, как можно увериться сравнением планов, а боковые пристройки к нему также поздние.

2    Описание сие издал в Париже 1664 г. в 4 листа F. Franciscus Combe-fis in Originum rerumque Constantinopolitan manipulo. О явлениях ангела там на стран. 245 и 252, а по списку у Бандурия* в его книге Imperium Orientate, издан, в Венеции 1729 г., том. I, стран, 60 и 61.

греческий историк Прокопий Кесарийский,* в описании зданий, Иустиниаиом построенных и возобновленных92, говорит, что храм сей и прежде перестроения его назывался у византийцев Софиею, яко приличнейшим-де именем Богу. Историк Кедрин93 и другие византийцы пишут, что еще император Константин Великий в начале IV века при утверждении престола своего в Византии основал, а сын его Константий окончил, первый деревянный храм во имя святыя Софии, Премудрости Божией, под именем коей тогда разумели Сына Божия, по слову Апостола Павла, I. Коринф., гл. 1, стих. 2494. К сему храму сделал еще пристройки Константий, сын Константинов, и соединил оный с церковью святой Ирины. С тех пор, как говорит III века историк Сократ, Софийская церковь названа великою95. По сгорепии ее в 404 г., во время изгнания св. Златоуста, возобновлена она потом императором Феодосием Великим. После еще дважды она горела, и затем уже император Иустиниан I в шесть лет, с 532 года, выстроил свою вновь великолепнейшую.

Другие полагают, что название Софии заимствовано из аллегории Соломоновой в Притчах, гл. 9, стих І: Премудрость созда себе дом и утверди седмь столпов и проч. Сему знаменованию сообразны киевская и новогородская св. Софии храмовые иконы, как ниже увидим. Но поелику в помянутых словах Соломоновых Премудрость различно изъясняется толковниками, то из сего также произошли различные мнения о лице Софии или Премудрости. Св, Игнатий Богоносец, св. Амвросий Мсдиоланский и блаженный Августин разумеют Сына Божия96. Св. Амвросий в той же книге, св. Афанасий и другие Премудрость толкуют еще о Церкви97, Еще св. Игнатий Богоносец и многие западные разумеют под именем Премудрости и Божию Матерь98. В Киеве, Новгороде и по другим местам России толкуется икона св. Софии также о Божией Матери.

Для решения сего разногласия нужно было знать, как изображали первые основатели константинопольской Софийской церкви лицо Софии, Премудрости Божией, или в какой день совершали храмовое празднование сему святому лицу. Но византийские историки ничего не упоминают о сем, а, вероятно, у греков и не было сего изображения. Ибо 82 правилом шестого Вселенского Собора запрещено было изображать Сына Божия под символическими видами, а храмовыми их праздниками были больше дни освящения церкви.

В России доныне находится пять соборных храмов во имя св. Софии: 1) киевский, созданный Ярославом, 2) новгородский тамошним удельным князем Владимиром Яросла-вичем в 1045 г. вместо деревянного, до того еще времени там бывшего, созданного первым тамошним епископом Иоакимом и сгоревшего потом в 1045, а по другим известиям уже в 1049 г., 3) вологодский царем Иваном Васильевичем, 1568 г., 4) тобольский митрополитом Киприаном в начале XVII ст., 5) в уездном санкт-петербургском городе Софии, созданный в 1787 г. Есть еще в Москве приходская Софийская церковь при бывшем Пушечном дворе, строенная патриархом Никоном. Во всех сих церквах не единообразно празднуются храмовые дни и изображаются храмовые иконы.

В Киеве храмовый праздник святой Софии совершается 8 сентября со службою Рождеству Богородицы. В Великом Новгороде, Вологде, Тобольске, Софии и Москве 15 августа, особой службою, сочиненной в честь святой Софии, вместе со службою Успению Богородицы.

Вообще в России двояким образом на иконах изображается лицо св. Софии, одним по образу в киевском соборе, а другим в новгородском находящемуся.

Храмовая икона святой Софии в Киеве представляет под сению на семи столпах стоящую Божию Матерь на серповидной луне, лежащей на облаке, и под облаком амвон с шестью ступенями. На персях Божией Матери в воскрилии передней части фелони ее сидящий в белом хитоне со златою хламидою через левое рамо, десницею благословляющий, а в шуйце имеющий шаровидную державу Спаситель. По карнизу сени строчная надпись слов Соломоновых: Н ХОФ/Л

9.K0A0MHHEN EAYTH OIKON, КАІ YHHPEI1E ZTYAOY2 ЕПТА (Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь). Над сению вверху изображен в лучах наклонившийся и благословляющий Бог Отец, от уст коего по лучам в правую сторону написаны Давидовы слова (Псал. 74, ст. 4); аз утвердих, а в левую столпы ея. Пониже Бога Отца, над верхом сени в светозарных облаках Дух Святой окружен светлыми лучами, и должайшие лучи простираются над главу Богоматери. По обеим сторонам Бога Отца над сению же семь крылатых ангелов: от правой стороны Михаил, в руке с пламенным мечом, Уриил с молниею, вниз пущенною, и Рафаил с алавастром мира; от левой стороны Гавриил, в руке с лилейною цветочною ветвию, Селафиил с четками, Иегудиил с царским венцом и Варахиил с пуком цветов на белом платке*0. Пред Божиею Матерью на ступенях амвона стоят Праотцы и Пророки: от правой стороны, на третьей от верхней облачной, под ногами Богородицы находящейся, Пророк Моисей с двойною скрижалью в обеих руках и правой руки перстом указует на надпись на скрижалях: радуйся скрижали Божия, в ней же перстом Отчим на-писася слово Божие. На четвертой ступени Аарон в перво-святденнической ветхозаветной церкви митре и облачении, в правой руке держащий жезл прозябший, а левою указующий на ступени под ногами Божией Матери; на шестой ступени Давид в царском венце и мантии с горностаевым воротником и таковою же подкладкою, держащий в обеих руках ковчег Завета. С левой стороны от подножного Богородицы облака на третьей ступени против Моисея пророк Исаия с хартиею на левой раме, левою же рукою придерживаемой, а правою указующий на надпись хартии; се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил. На четвертой ступени против Аарона Иеремия, в правой руке держащий свиток, а левою указывающий в сторону. На пятой ступени Иезекииль, держащий в руках Врата затворенные. На шестой ступени Даниил с камнем в руках. На ступенях снизу, на первой написано: вера, и по обеим сторонам сего слова седмью восходов восхождение ея. На второй ступени надежда, на третьей любовь, на четвертой чистота, на пятой смирение, на шестой благодать, на седьмой, облачной, под ногами Богородицы слава. На всех семи столпах сени под капителями Коринфского ордена эмблемы в кругах: на крайнем от правой руки Богородицы книга на свитке с семью висящими от нее печатями, над нею вверху надпись:

1. дар премудрости, а под нею видех книгу запечатленну седмию печатьми. На втором столпе эмблема семисвечный подсвечник, над ним надпись: 2. дар разума и потом видех свещник злат и седмъ светильник верху его. На третием столпе, ближайшем к Богоматери, эмблема седмь очес. Над ними надпись: 3. дар совета и потом на камени едином седмь очес. На четвертом столпе, ближайшем к левой стороне Богородицы, эмблема семь трубных рогов, над ними надпись: 4. дар крепости и потом седмь труб на падение 99

Иерихона. На пятом столпе десная рука, окруженная семью звездами, над нею надпись: 5. дар ведения и потом в руце десной седмь звезд. На шестом столпе семь курильниц огненных с надписью: 6. дар благочестия и потом седмь фиал златых полни фимиама, яже суть молитвы Святых. На седьмом столпе пук семи огненных молний с надписью: 7. дар страха Божия и потом глаголаша седмь громов гласы своя.

В новогородском Софийском соборе на храмовой иконе Премудрости изображается ангел крылатый, лицом, одеждою и крылами огненного вида, в царском венце, с водруженным крестом наверху, в царском далматике, сидящий на четвероножном с подушкою огненного же цвета златом престоле, подпертом еще седмью столпами, Венец и далматик по опушке обнизаны перлами. В правой руке жезл с лучезарным крестом наверху, а в левой при персях свиток. Около всего его и престола голубое в кругу звездное поле с лучами по краям. Под огненными ногами его круглое темное облако в виде подушки. Около главы его золотое окружение. Над главою его в малом огненном кругу Спаситель в червленом хитоне с голубою на раменах хламидою, благословляющий обеими распростертыми руками. Около главы его золотое окружение с надписью О QN. От главы Спасителевой на обе стороны простирается золотая полоса, наподобие радуги, и по ней надпись Премудрость Божия. Выше полосы сей опять звездное голубое небо радугою. На оном над главою Спасителя на четвероножном золотом престоле на огненном свитке лежащая книга, или Евангелие. На обе стороны от сего престола по три крылатых припадающих к сему престолу ангела. На правой стороне от сидящего на престоле ангела стоит Божия Матерь в червленной одежде, держащая на персях обеими руками круглую в голубом поле икону лучезарного Спасителя, десницею благословляющего, и в шуйце имеющего свиток. Противу Божией Матери с левой стороны стоящий Иоанн Предтеча во власянице под зеленою ман-тиею чрез левое рамо, правая рука приложена к персям, а в левой, опущенной, висящий свиток, на коем написано: покайтеся, приближибося царство небесное. Оба сии лица стоят на двух книгах, по краям позлащенных.

В тобольском Софийском соборе храмовая икона заимствована с киевской, но со многими отличиями, а именно: Божия Матерь представлена стоящей под сению шести-столпною на семистолпном амвоне с надписями на ступенях, начиная сверху, вера, надежда, любовь, мудрость, правда, целомудрие, кротость. Сама она в венце царском, около главы окружение со звездами по краям, в деснице ее скипетр, а в шуйце цветочная розовая ветвь. Над главою ее, по карнизу сени Соломонова надпись: премудрость созда себе храм и утверди столпов седмь. Под оною над окружением главы надписано: премудрость дух МР в К. Господь созда мя в початок путий своих. За раменами два крыла, из коих на правом надписано: простре крыле своя, а на левом премудрости и разума. По верхним краям крыл над правым: и даны быша жене две, а над левым криле орла великого. На персях ее в сиянии круговом Спаситель сидящий и обеими руками благословляющий. При шести столпах сени изображены шесть Пророков С правой стороны ближайший к деснице Аарон, над ним на столпе надпись: разум, а над Аароном на хартии: сия есть премудрость. Сей Пророк в первосвященническом ветхозаветном полном облачении, правую руку имеет прижатую к персям, а левою держит жезл прозябший. Над вторым Пророком, Исаиею, надпись на столпе: крепость, а на хартии несть изобретения премудрости его. Он держит в правой руке клещи с углем в зубцах, а левою указует на Божию Матерь Над третьим Пророком, Давидом, надпись: благочестие, а на хартии вся премудростию сотворил ecu. Он в царском венце и порфире, правою рукою, воздвиженною при персях, изъявляет удивление, а левою держит Ковчег Завета. С левой стороны Пророк Моисей, правою рукою указующий на Божию Матерь, а левою держащий купину горящую. Над ним надпись: совет, а на хартии ей же дана есть премудрость. За ним Пророк Даниил, правую руку приложивший к персям, а левая скрыта. Над ним надпись: ведение, и на хартии премудрость, смышленые и крепость та есть. Третий Пророк, Захария, в первосвященническом облачении, правою рукою благословляющий, а левою держащий семисвеч-ник. Над ним надпись: и страх Божий, а на хартии восприи-ми себе премудрость. В верху иконы над главою Божией Матери изображен Бог Отец, обеими руками благословляющий, от уст коего сквозь облака исходит на Божию Матерь Дух Святой с надписью по следу его: нарцы премудрость сестру себе. Сию возлюбих и взысках невесту водити себе. По обеим сторонам Бога Отца на облаках лик семи ангелов: с правой стороны первый, с хоругвию в правой и с цветною ветвию в левой руке, второй с алавастром в правой руке, а левой указывает вверх, третий крестообразно сложивший руки на персях, четвертый до половины груди в облаках. С левой стороны — первый ангел с фонарем в правой и с зеркалом в левой руке, второй с мечом в правой и с пуком молний в левой руке, третий с короною в руках. Под ангелами с правой стороны лик одиннадцати Праотцов и Богоотец, в средине коих Ной с ковчегом. Под ними нйдпись на хартии: обретохом премудрость от Господа. Против них на левой стороне лик одиннадцати Мучеников с подписью на хартии: пред лицем его дал есть премудрость. Ниже на правой стороне лик 17 Преподобных, над ними на хартии подпись: многоразличная премудрость Божия. Против них на левой стороне лик 7 Святителей с подписью на хартии:премудрость предустави Бог прежде век во славу нашу. Ниже них лик шести Апостолов с подписью: глубина богатства и премудрости, а с левой стороны против их лик пяти Апостолов с подписью и разума Божия.

В вологодском и города Софии соборах и в Троицкой Сергиевой Лавре иконы Софийские писаны с новогородской, с некоторыми, однако ж, прикрасами и отменами, а в Москве на наружной алтарной стене Успенского собора Божия Матерь и Предтеча, по сторонам сидящего ангела стоящие, изображены крылатыми. Другие в разных местах Успенского же собора и по приходским церквям находящиеся иконы больше или меньше сходны с новогородскою, а не с киевскою. По Архангелогородской и Вятской епархии также в приходских церквях много находится Софийских икон, писанных с новогородской, но с разными отменами, а в холмогорском соборе — совершенно отличного вымысла. Списки всех почти сих икон в 1823 году собраны в Киево-Софийский собор и могут быть сличаемы любопытствующими. Весьма любопытна была бы подлинная икона бывшего в Полоцке Софийского собора, строенного еще в начале XII столетия тамошним князем Борисом Всеславичем. Она долженствовала быть списком древней киевской. Ибо нынешняя, кажется, уже вновь написана по возобновлении Киево-Софийского собора митрополитом Петром Могилою. Но по обветшании и разобратии Борисова полоцкого памятника, в 1750 г. униатский митрополит Флориан Гребницкий построил новую церковь и на место храмовой Софийской иконы поставил икону св. Василия Великого.


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU