ПЕЧЕРСК


174

Кульчинский in Specimine Ессtestae Ruthemcae, Romae, 1733, part III pag 126, и Стебельский в вышеупомянутой книге, том II, стран 162 Островский в Dziete у Prava Kosciola Polsktego, druk w Warszawie, 1793, tom III, k. 380.

175

V, L'Art de verifier les dates des faits htstonques. Nouvelle edition de Paris, tom IV, in 8°, 1818, pag. 126 et 127.

176

Саеsaris Baronii Annales Ecclesiastici, edit. Antverpiae, 1603, in fol, tom VII, ad calcem, de Ruthenis ad communionem Sedis Apostoticae receptis, monumentum.— Там напечатана и медаль, по повелению папы выбитая на это соединение, представляющая русских, припадающих к ногам папы.

177

   Покойный Н. Н. Бантыш-Каменский в своей Истории об унии, издан, в Москве, 1805, стран. 39, говорит, что Кирилл Терлецкий пожалован от патриарха Иеремии экзархом при отьезде его из России. Но выше объяснено, что Кирилл тогда у патриарха был уже в подозрении и предан суду. Притом он подписался под Соборным Определением экзархом не патриаршим, а просто Киевской митрополии. Патриархи же определяли и присылали в Россию экзархов своих из Константинополя на случаи, а российских духовных властей сим титулом до конца XVI столетия никогда не жаловали.

178

   Сей Григорий был тот самый иеромонах, которого патриарх Иеремия из Замостья посылал в 1589 г. с грамотою к митрополиту в Вильну. Он предался в унию и при посвящении во архиепископа Полоцкого переименован Германом.

179

Книжка сия в 4 листа на 102 страницах, без означения счета их, выпущена в свет под следующим заглавием: Уния, албо выклад преднейших артикулов ку эодноченою Греков скостелом Римским належащых.— У Вил-ни, року Божого нарожения 1595, за дозволением СтаршихОна замечательна еще и тем, что напечатана недавно тогда в Вильне типографом Ма-моничем изобретенными буквами скорописными, каковыми напечатано было и первое русское издание Литовского Статута 1588 года*. Экземпляр сей, ныне весьма редкой уже книги, есть в библиотеке Киева-Печерской Лавры.

180

Письмо это напечатано в книге Dzieje Panowania Zygmunta III, К rota Polskiego, przez J. U. Niemcewicza w 3 tomach w Warszawie, 1819, tom I, kart. 531.

181

   Может быть, в сие-то время сам папа пожаловал Ипатия прототро-нием, а Кирилла экзархом за услуги их, поелику тогда скончались уже Полоцкий архиепископ Нафанаил и Пинский епископ Леонтий, то Григория и Иону назначил номинатами, т. е. нареченными епископами, и сии титулы повелел вставить в подписи их под посланием и Определением Соборным. Иначе трудно согласить наименование двух епископов на одном месте. Заметим еще о двух первых, что в греческой церкви титло прототрония,или первопристольника, значило первенство при митрополите, а иногда и самого митрополита, а титло экзарха власть, высшую еще митрополичьей, хотя иногда и временную. Но митрополит Рагоза едва ли мог сам, или допущен быть прочими архиепископами и епископами своими, дать младшему из них, Ипатию, титул первопрестольника, а Кириллу экзарха. Папа же после того в униатской церкви раздавал сии титла без всякой сопряженной с ними силы, а Ипатия титлом прототрония, конечно, с тех самых пор предназначил преемником Рагозе.

182

   См. Историю об унии, стран, 50 и Записки преосв. Георгия Конис-ского, сохраняющиеся в библиотеке Могилевской семинарии, а также н вышеупомянутый Русский Хронограф.

183

   См. у иезуита Скарги при конце II тома его книги, издан, в Кракове 1610 г. под названием Kazania przygodne.

184

   Сию клевету опроверг князь Острожский окружною ко всем православным своею грамотою, разосланною еще при скрытном до Собора совещании униатов. Грамота сия напечатана им вместе с грамотами Мелетия, патриарха Александрийского, и других в книге вышеупомянутой. А когда униаты напечатали его письмо, то он в 1595 г. нздал другое письмо, коим обличил их злонамеренное перетолкование в свою пользу его предложений. То же показал и Захарий Копыстенский в конце своей книги Палинодии.

185

Напротив того, патриарх Мелетий в вышеупомянутой грамоте своей 1597 г, удостоверял князя Острожского, что протосинкелл Никифор есть действительно уполномоченный от покойного патриарха Константинопольского Иеремии экзарх, так как и Кирилл Лукар от него, Мелетия; и потому правильно держали они в Бресте Собор па отступников. Послание сие напечатано князем Острожским вместе с другими в 1598 г. в Остроге в 8 д. л. Самое обстоятельнейшее описание Брестского униатского Собора с опровержением оного издано в 1597 г. Христофором Вронским под именем Фи-лалета Ортодокса в книге Апокрисис, напечатанной без означения места и года на 557 страницах в 4 листа; а также и в книге, до того изданной, под названием Ектесис.

186

Грамоту Мелетиеву к Ипатию в польском переводе и на том же языке ответ ему Ипатиев Лев Кишка издал при конце Поучений и Бесед Ипатиевых, переведенных им с русского на польский язык и напечатанных в С у пряле в 1/14 г., в 4 листа.

187

Bandkie Dzieje Krolewstwa Polskiego, tom II, k. 272 і 274.— Бремзен в недавно изданной своей книге Russland und das Russiscbe Reich. Ein Geographisches Handbuch (Berlin, 1819) доказывает, что и ныне все уездные жители или крестьяне в присоединенных к России губерниях суть коренные русские, кроме Волыни, Литвы и Белостоцкой области, и что одни только шляхтичи-поляки, с коими считая и поселившихся там иностранцев, мастеровых и жидов, немного более полумиллиона в числе 8 почти миллионов жителей, а Руссов в Волынских записках, издан, 1809 г., полагает и на Волыни русских крестьян 521 577.

188

   История гос. Российского, том X, стран. 287 и примеч. 476.

189

   Ответ этот напечатан у Ходыкевича in Commentano de rebus gesiis in Provincia Russiae Ordinis Prdedicatorum, pag. 102.

190

Clemens Chodykewicz 1. с., pag. 64, 77, 93, 95, 102 и 361.—- Но в Метрике Великого княжества Литовского еще под годом 1552 февраля 6 по рапорту замковского кастеляна, или городничего киевского, упоминаются уже костелы и ктиторы католические в Старом Киеве, или Софийской оного ча^ти.

191

84 С 1643 г. сия протоархимандрии распростирала свою власть на униатские монастыри и в Польском Королевстве. При первом разделе Польши в Белоруссии учреждена была особая протоархимандрия под названием св. Николая, а в Руси, или на Волыни, третин, Богородицкая, и протоархимандриты потом названы провинциалами. Но указом 1803 г. ноября

192

   упразднен базилианский протоархимандричий капитул.

193

86 Бее сии грамоты патриарший, данные Киево-Братскому монастырю, напечатаны в I части Истории Российской иерархии, М., 1807 г., от стран. 459.

37 Книга аилснского братства напечатана без означения места и года (а вероятно в Киеве) под названием Wenficatia Niewianosci, в 4 листа на

194

страницах, а митрополичья, иод названием Justificacia Niewinnosci, в 4 листа на 43 страницах,

195

   Просьба сия под названием Supplicacia на польском языке напечатана того же 1623 г. в 4 на 22 листах без означения места издания. Экземпляр сей редкой книги есть в библиотеке Киево-Печерской Лавры. Между прочим с жалобою на Иосафата Кунцевича на листу 18 и 19 в ней напечатано, что он в Белоруссии, Орше и Могилеве пять лет уже держит церкви запечатанные, в Полоцке и Витебске ни церкви, ни дома длн богослужения не дает, и мещане для богомоления в воскресные и праздничные дни принуждены выходить в поле, и то без священника. Ибо и оного ни в городе, ни близ города иметь не позволено. Бедный народ, не привыкший к иной вере, кроме отеческой, принужден для крещения возить детей своих с лишком за сто миль, а в отдалении пути многие дети без крещения умирают. Желающим благословения православного брака также далеко ездить надлежало. Многие оставались во все то время без исповеди и св, причастия и так умирали. А одно тело православного мещанина, недавно погребенного на погосте, Кунцевич, на поругание мещанам, велел выкопать и бросить псам на съедение. В такой жалобе, изданной печатною для всего народа и представленной Сенату, не можно было напрасно клеветать. Достойна здесь упоминовения и трогательнейшая жалобная на гонение православным речь Волынского депутата чашника Лаврентия Древинского, говоренная им при сенаторах и послах народа польского и литовского королю Сигизмунду III на Сейме 1620 г., напечатанная в Истории об унии, стран. 69. В ней разительно описаны также бесчеловечные поступки гонителей.

196

   О книге сей ниже сказано будет подробнее.

197

9а В сем монастыре Иов построил церковь св. Иоанна Богослова, по светскому тезоименитству своему, а потому монастырь сей назывался и Михайловским, и Богословским. В 1711 г. по указу государя Петра I перенесен он на Подол в соседство к девичьему же Иорданскому* и с тех пор назывался только Богословским.

198

Описание всего сего происшествия и при оном бывшего Собора издано от митрополита того же 1628 г. августа 30 целой книжкой, напечатанной в Киеве в 4 листа на польско-русском языке под названием: APOLEJA Апологии книжки, диалектом русским написанной, Польским зась ее Двое друковано й вкоротце а правдиве зъсумованая през Стан Духовный Восточного православии и проч. Сию книжку при напечатанной в начале оной грамоты духовенство, бывшее на Соборе, посвятило за известие Иеремии Тисаров-скому, епископови Лвовскому, Галицкому и Каменца Подолскаго, жзариіе трону Константинополского, не приехавшему, однако ж, на сей Собор неизвестно почему, хотя и ожидали его. Экземпляр сей редкой книжки находится в библиотеке Киево-Печерской Лавры.

199

Обстоятельное описание вступления на митрополию, правления и кончины Петра Могилы помешено в домовых Записках современника, киевского шляхтича Иоакима Иерлича * писанных на польском языке и сохраняющихся у потомков его рода в Радомышльском повете.

200

Collegium umcum pignus теши chcec przy naywyzszey Opatrznosci Bozskiey na potomne czasy realisatum zostawic,— говорит Петр Могила.

201

   В грамоте Владислава IV, данной митрополии Киевской, сказано только: Szkoly, Sejninaria, Drukarnie, ktorych oni by її in possessione, ztwierd-zamy. Островский (tom III, pag. 485) пишет, что привилегию на Академию сильно оспаривали некоторые на Сейме чины, а коронный великий канцлер Жадзик, епископ Хелмский и подкаицлер коронный Фома Замойский не захотели приложить печати к Диплому.

202

   Сие известие взято из письма 1706 г. Гавриила Домецкого, архимандрита новог. Юрьевского монастыря, к Нов огороде ком у митрополиту Иову. Домецкий сам был воспитанник Киевской академии при Петре Могиле.

203

Сия книжка, ныне весьма редкая, издана под названием: Exegesis,Зо iest Danie Sprawy о Szkolach Kiowskich у Winnickich, w ktorych ucza Za-konnicy Religiey Graeckiey, przez Wieleb. Oyca Sylwestra Kossowa, Elekta Episkopa Mscislawskiego, Mohilowskiego, Orszanskiego, przed rokiem teraznieyszym w tychze Szkolach przez trzy lata Professor a napisane (с девизом из псалма 117: Libera me a calumnushominum, ut custodiam mandata tua.), drukovane w S. Lawrze Pieczarskiey, Roku Pansk. 1635 (in 4 to 29 kart.) — To же свидетельствует и Домецкий в вышеупомянутом письме. Он, сверх того, говорит, что роптали на сие учение даже киевские попы неученые и многие козаки, и возбуждалось такое смятение, что хотели убить и Петра Могилу, и учителей, и едва образумили мятежников. Косов на первой странице своей Апологии говорит также, что учители однажды приготовились было уже исповедью к утоплению в Днепре от попов или к погублению огнем и мечом. Но после-де граждане киевские и поветовые начали нам отдавать детей своих и школы наши именовать Геликоном, Парнасом* и проч.

204

Смотри о сей книге целое Рассуждение> читаное в Александро-Нев-ской академии 1804 г. января 25 и того же года напечатанное в 4 листа прн Св. Синоде. Но сожалеть должно, что Деяния сего Киевского Собора 1641 г. не дошли до нас, а известны нам только по ядовитой на оный критике униатских архимандритов Дерманского монастыря Яна Дубовнча я Дубенского Кассиана Саковича.

205

Ходыкевич в вышеупомянутой книге, pag 142 et 143

206

Описание сие под названием Ciekawe Opisame Ukramy Polskiey і rzeki Dniepru od Kiowa az do meysca gdzie rzeka ia wrzuca sia w Morze, przez P Beaupian, Indzyntera w sluzbie Krolow Potskich Zugm ill, Wlad IV, Jana Kazimirza издано Немцевичем в HI томе его книги Zbior Pametnikow о Dawniey Polszcze, напечатанной в Варшаве в 1822 г в 4 частях, Боплан сочинял свое описание около половины ХУП столетия.

207

   См. Историю об унии, стран. 112.

208

   См. Историю об унии, стран. 113 и иезуита кс. Яна Алоизия Кулеши книгу Wiara Prawoslawna, издан в Вильне, 1704, стран. 276.

209

Договор сей можно видеть в III части Собрания Государственных Грамот и Договоров, издаваемого иждивением канцлера графа Н. П, Румянцева, стран. 462 и в Истории Малой России, издан. Д. Н. Бантыш-Каменским.*

210

iU3 Истории Малой Росии, соч. Д.Н. Бантыш-Каменским, изд. в Москве 1822 г., часть I, стран. 120 и 122.— А Соборное определение в Москве о принятии Богдана Хмельницкого в подданство царю Алексею Михайловичу можно видеть в III частиСобрания Государственных Грамот и Договоров от стран. 481—489, Там подробно изъяснены и причины сему. Там же находятся и многие грамоты и акты при принятии присяги от коза-ков в Переяславле, а также и увещательные от польского короля малороссийскому народу грамоты о непоследовании Хмельницкому.

211

|0< О сем пишет Стебельский в своей книге Zywoty Ewfrozyny у Parascewii, tom II, kart. 324. Подкоморий Мясковский в своем описании польского посольства 1649 г. к гетману Хмельницкому говорит, что и тогда, 27 января, митрополит с Печерским архимандритом выезжал к ним навстречу еще в Белгородку для тайных переговоров с главным послом, брац-лавским воеводой Киселем, а после сам сей воевода 6 февраля подъезжал к Киеву для переговоров с ними. А что при утверждении подданства Малороссии российскому престолу неугодно было митрополиту Сильвестру подчинение его Московскому патриарху, то видно еще из записок Яна Квятке-вича в книге его Supplement JRocznych Dziejow Kosciolnych od roku 1646 do 1698, изданной по смерти Квяткевича в 1708 г. in fol. Там под г. 1653 сказано, что митрополит обещался прежде отнестись о том к Константинопольскому патриарху. Но после он покорился и на спрос царского боярина Василия Васильевича Бутурлина, почему он с Хмельницким вместе не просил царя о принятии себя в подданство, извинился тем, что, якобы, не знал о просьбе Хмельницкого, а теперь обещается молиться за царя и за весь дом его, а также смирился и перед Никоном, патриархом, как видно из грамоты, писанной в 1657 г. от 27 марта к Никону гетманом Хмельницким, который извинял и оправдывал уже Сильвестра. Она хранится подлинная в ризнице Софийского собора, может быть потому, что за воспоследовавшею вскоре кончиною митрополита Сильвестра не была и послана к патриарху. Заметить к сему должно и то, что Киевская митрополия вместе с Малороссией Хмельницким хотя и предана была под Московскую державу и патриархию, но митрополиты Киевские до Гедеона Святополка ни один не посвящался от Московского патриарха.

212

Стебельский в вышеупомянутой книге.

10г’ См. сию трамоту в Истории Малой России, том II, стран. 217 и след.

213

См. Малороссийскую рукописную Летопись, также Историю об унии, стран. 123 и след.; Историю Малой России, том I, стран. 133 и след. А польский подлинник сего трактата списком есть и в библиотеке Софийского собора.

214

История Милой России, том II, стран. 201 — А представление духовенства находится в малороссийских Московского архива делах Но еще в 1659 году января 13 в договоре гетмана Юрия Хмельницкого о подданстве малороссийского народа и духовенства царю Алексею Михайловичу царь в грамоте своей 8 пунктом обещал, что патриарх Московский в духовные права митрополита Киевского вступаться не будег, и сие подтверждено в настольной грамоте после того (1G86 г) митрополиту Гедеону.

215

О сем пишет Стебельский в часто помянутой его книге Жизнеописания Евфросинии и Параскевии Полоцких Игумений, том 111, стран. 232, а о порученных Шумлянскому вотчинах упоминает и митрополит Гедеон Чет-вертенский в грамоте своей 1688 г. к патриарху Иоакиму, о коей ниже упомянуто будет.

216

См. Записки генерала Петра Гордона, изданные в Российском Магазине Федора Туманеного* 1794 г., в С.П.Б., часть III.— Гордон, шотландец, был русской службы генералом и находился тогда в Киеве.

217

Преосвященный митрополит Гедеон своей особенной типографии не заводил, потому что в его время довольно уже было в Малороссии типографий, как то: киево-печерская, Спасского новгородо-северского монастыря и потом черниговского Ильинского, могилезская кафедральная, Виленская при Свято-Духовском, Кутенская и при иных заграничных монастырях. Но прежде его митрополит Иов Борецкий имел уже свою кафедральную типографию, как выше уже сказано.

218

   Но неизвестно, с которого времени, по примеру Киевского митрополита, начали употреблять митру с водруженным наверху крестом не только все малороссийские архиереи, но и архимандриты. Грамот же на сию привилегию не отыскано.

219

   Записки Сибирской Истории, напеч. в III части Древней Российской Вивлиофики изд. 2, стран. 257. А об отличительных облачениях патриарших см. Постановление Московского Собора 1675 г., напечатанное при первом тиснении архиерейского Чиновника 1677 г. и оттуда помещенное в 1 части Истории Российской иерархии, издан. 1807 г. в Москве.

220

И4Лазарь Баранович в 1668 г. пожалован от восточных патриархов, бывших в Москве, архиепископом с правом ношения саккоса. Ибо архиепископам и епископам по древнему церковному чиноположению верхним облачением была священническая фелонь, а саккос только патриархам и митрополитам. См. Историю Росс, иерархии, часть I, стран. 321—353.

221

Потому что гетманы левой стороны Днепра и козаки не признавали своими митрополитами ни Иосифа Нелюбовича-Тукальского, ни Антония Винницкого, хотя некоторые киевские духовные иногда к ним и относились по делам своим.

222


Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995









© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU