ПЕЧЕРСК


МИСТИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

МИСТИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

Мистическая история и топография Киева, Ляшенко В.А.

Зверинец и сны

По слухам, на Зверинецкой горе обитает странное трехглазое чудовище. Жителям улиц, расположенных у склона горы, в детстве снился один и тот же сон. Вы бродите по винограднику, как вдруг раздается гипнотизирующий рев. Выбежав из зарослей, вы замечаете свой дом. В комнате на кровати сидит отвратительное чудовище. Тварь открывает пасть, а вы заползаете в нее, просыпаясь при этом. Сновидение может длиться месяцами, каждую ночь, и так же внезапно прекратиться. Со временем этот же сон начинает сниться вашим детям и внукам [53]. В 1911 г. киевлянке Феодосии Матвиенковой приснился сон, в котором она увидела 15 монахов, стоящих на склоне горы над пещерой. Их души смиренно просили пищи. На рассвете она услышала гул от провала земли, затем увидела светлую радугу, появившуюся над склоном горы. Провал заметил и сосед Феодосии – живописец Д. Зайченко, который возвращался из Свято-Троицкого мон. Продвигаясь по лабиринту, они дошли до двери, наполовину засыпанной землей (она была деревянная, обита железом и гвоздями размером с копейку). От двери расходились на три стороны проходы. В лабиринтах они насчитали около 50 истлевших гробов, 90 черепов, видели ниши-локулы, обломки красного кирпича. Это и были монахи из сна Феодосии. Таким чудесным образом на ул. Ломаковской (теперь ул. Мичурина), там, где к горе примыкает усадьба Матвиенковой, был обнаружен вход в заброшенные пещеры. Во втором сне Феодосии явилась незнакомая женщина и укоризненно произнесла: «Что же ты? Обещала накормить нас, но так и не сдержала своего слова». Тогда Матвиенкова заказала в Свято-Троицком мон. панихиду по усопшим и раздала милостыню на поминание покойников. В последующие дни в пещерах побывали монахи и отец Валентин, страстно желавший открыть их для паломников. Призраки погибших, видимо, беспокоили не только мещанку Матвиенкову. В то время вышел солидный труд под названием «Явления покойников из Зверинецких пещер». И в наши дни в пещерах происходят странные вещи: часто без причины замыкает электропроводку, перестают работать электроприборы. Еще один вещий сон случился уже в наши дни. Кандидат исторических наук Е. Воронцова долгое время занималась исследованием Зверинецких пещер. Ее интересовали сведения о князе Жевахове, субсидировавшем раскопки подземелий, а позднее даже постригшемся в монахи. Никак не удавалось выяснить, при каких обстоятельствах князь узнал о пещерах. Однажды ночью Елене Анатольевне приснился сон: князь Жевахов приходит на богослужение, знакомится с о. Валентином, и тот рассказывает о подземелье. На следующий день в архиве обнаружился документ, в котором было описано все то, что привиделось во сне [35, 48, 54, 55].

Соль и пепел

Издревле соль в Киев привозили из Галича и Перемышля. Продажу монополизировали киевские торговцы, взвинчивающие на соль цены во время княжеских междоусобиц, когда подвоз соли из Галицкой Руси прекращался. В смутные годы правления Святополка Изяславовича (XII в.) в Киеве и предместье существовал недостаток соли. Тогда блаженный Прохор, игумен Киево-Печерской Лавры, собрал в свою келью пепел из монастырских печей, и по его молитве зола превратилась в соль. Когда игумен стал раздавать ее нуждающимся, люди потянулись в св. Лавру и лавки нечестивых торговцев опустели. Тогда купцы обратились к Святополку с жалобой: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлек к себе за солью, и мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились». Князь, решив сам обогатиться, ответил купцам: «Ради вас пограблю монаха» – и приказал отнять соль у игумена, сложить ее на княжеском дворе и продавать за деньги. Зло 79 деяние свершилось, мешки разгрузили, но оказалось, что в них зола. В недоумении и гневе князь прождал несколько дней, но зола оставалась золой. Тогда он, досадуя, приказал высыпать ее за ворота. Когда же поутру Святополк выезжал со двора, то увидел у дороги большую кучу соли и множество горожан с ведрами и мешками. То, что было золой, снова стало солью [56].

Телепортация

Два таких случая упоминает Киево-Печерский патерик. В сборнике есть рассказ о св. Евстратии, который, находясь в половецком плену, неожиданно исчез. Объявился он в церкви Печерского мон. в том же виде и состоянии, как был в плену – скованный цепью и в ранах. Другой рассказ – об иноке Никоне, который тоже был в половецком плену. Видно, инок очень хотел вернуться обратно в Киев, и потому половцы, решив, что он замышляет побег, подрезали ему голени и крепко стерегли. «В третий день, – повествует патерик, – все с оружием в руках сидели около него, – вдруг в шестом часу он сделался невидим». Появился же он, материализовавшись внезапно среди молящихся, во время службы в Печерской ц. Святой Богородицы, когда там начинали петь канон. В 1723 г. по доносу коломенского инквизитора в Синод был представлен юродивый Василий Босой. Кроме всевозможных обвинений ему вменялась власть над демонами. Якобы их силой юродивый был перенесен из Калуги в Киев [57]. На левом берегу на ул. Вербицкого еще в начале XX в. находилась поляна «Семи дубов». В начале 1920-х гг., когда гонения на религию только набирали обороты, здесь был островок суши, вокруг которого простирались топкие болота. Жители окрестных сел добирались сюда по узкой дороге, известной только им, чтобы попросить у старца, живущего в землянке посреди болот, благословения или совета. Когда о существовании отшельника стало известно властям, его решили арестовать. Чтобы уберечь старца, местные крестьяне вывезли его на подводе к излучине Днепра, где посадили в лодку и попросили рыбака переправить его на другой берег. Едва лодка достигла середины реки, как в лучах восходящего солн ца фигуры рыбака и монаха начали растворяться в воздухе и через некоторое время вовсе исчезли. Тщательные поиски исчезнувших людей ни к чему не привели [58]. Подобные случаи известны и в наше время. Так в 1992 г. милицейский патруль совершал ночной обход в парковой зоне под Лаврой. Один из патрульных услышал крик женщины и поспешил на помощь. Второй патрульный побежал следом, но к своему удивлению никого не обнаружил. Лишь спустя пять минут напарник дал знать о себе по рации. Некая сила перенесла патрульного к озерам Голосеевского леса. Подобным загадочным образом в ночь на Ивана Купала некий киевский целитель был переброшен из р-на Зеленого театра под стены Киево-Печерской Лавры [59].

Тьма Египетская и огненные столпы

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня. (Исход, 10:22). По преданию, в Киево-Печерской Лавре бережно хранился в зачерненной бутылочке «кусок Египетской Тьмы». Легендарное библейское событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта, имеет свой реальный аналог. «Тьмой Египетской» называют уникальную метеоаномалию, когда средь бела дня (обычно около полудня) внезапно, безо всякого солнечного затмения или иных причин, наступает полная тьма. Локализация феномена – от сотни метров до десятков километров в диаметре. 1938 г., берег Обской губы, лагерь геологов. 18 сентября около 11 часов вдруг стало стремительно темнеть, с запада на лагерь наползала громадная черная туча, которая, казалось, начиналась от самой земли, поскольку на горизонте в этом направлении не наблюдалось ни малейшего просвета. Туча, похожая на непроницаемый черный полог, прошла над головой у геологов и погасила солнце. Связь по коротковолновой радиостанции полностью отсутствовала – не было ни одной станции даже в диапазонах длинных и средних волн, мало под верженных магнитным бурям. Сигнальная ракета, выпущенная почти горизонтально, была видна по всей своей траектории, что свидетельствовало об отсутствии в воздухе взвешенных частиц. Полный мрак стоял около часа. По данным метеорологов, полоса затемнения имела ширину 200-250 км [60]. По преданию, над местом строительства Успенского соб. Печерской Лавры появились два огненных столпа. В 1110 г. над храмом наблюдали еще один столп: 11 февраля было небесное знамение: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезной так, что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом прп. Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим [61]. 27 марта 1112 г. во время битвы с половцами на небе появился огненный столп, повергший в ужас кочевников. Уроженец Полтавщины прп. Феофил Киево-Китаевский в молодости принял монашество с именем Ионы и трижды сподобился посещения Божией Матери, повелевавшей подвижнику идти в Киев и устроить на месте, которое будет указано огненным столпом, новую обитель. Так божественным провидением был основан Троицкий Ионинский мон. (тер. совр. Ботсада Академии Наук). Схиархимандрит Феодосий Почаевский сказал однажды об одном юродивом: «Вот нищего знал. Когда он умер, я видел столб огненный к небу. Это было в Почаеве». Необычные явления неоднократно наблюдались над Зверинецкой горой: «…видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды – не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». В первой половине XX в. в Бортничах, где-то в р-не кладбища (сейчас ул. Промышленная) многие люди видели исходящие из земли снопы света. Столп огня указывал Моисею путь в пустыне: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа». Перед изумленным взором египтян таинственное об лако превратилось в огненный столп. Послышались раскаты грома и засверкала молния. Смятение и ужас охватили преследователей (Исход). По индуистским преданиям, на месте будущего священного города полутора тысяч храмов Варанаси, Брахма и Вишну когда-то поспорили, кто из них раньше родился. В самый острый момент перебранки между богами возник огромный огненный столб, у которого не было видно ни начала, ни конца – это был лингам Шивы, т.е. символ животворной силы и божественного энергетического начала. Моряки во время первого плавания Колумба наблюдали в океане пламенный столб. Спустя полвека испанское судно «Сан-Себастьян», нагруженное богатой добычей, находилось в 200 милях от pодных беpегов. Вдруг моряки заметили за коpмой бегущий световой столб. Hесмотpя на отчаянные маневры, «столб» стремительно нагонял судно. Тогда капитан приказал спустить все паpуса, чтобы их не спалил огонь, а команде – усердно молиться. К счастью, огненный призрак промчался мимо и скрылся за горизонтом [62]. При завоевании Сибири также наблюдалось подобное явление: «При царе Саускане на месте города (Тобольска), там, где соборная церковь, чудился всем басурманам огненный столб от земли и до неба, а в том огне всякие разные видения… Видение же появлялось перед приходом Ермака ежедневно, а не так, как раньше – по праздникам и во время сборищ». Свидетелем чудесного знамения был и сам Ермак [63]. По преданию, иноки Иверской обители на Афоне в середине X в. неоднократно наблюдали на море пламенный столб, вершиной своей касавшийся неба. Лжемессия Кондратий Малеванный, проповедовавший в Киеве в годы повышенной активности неопознанных объектов (конец XIX в.), описывал видение столпа: «…одна половина его была совершенно черного, как смола цвета, а другая темно-огненная – как будто огонь был смешан с сажей» [64]. В 1989 г. в 27 км от Бангкока (Таиланд) местные жители наблюдали, как два световых столпа с сияющими вершинами прошли вдоль оросительного канала и «высосали» из него весь мусор. По легенде, подобное произошло здесь же столетием раньше. У с. Купище (Житомирская обл.) существует поляна, притягиваю щая удары молний. Иногда над ней возникает странное свечение, и в небо поднимается луч, словно где-то под землей включается мощный прожектор. Неподалеку находятся развалины древнего языческого святилища. По верованиям древних ариев, лучи, испускаемые богиней Ушас, уподоблялись жертвенным столпам. Возможно, что многие вертикальные камни (менгиры) устанавливались над местами появлений таких огненных столпов. Позднее над местами огненных знамений закладывали языческие святилища.

Нерушимая стена и магическое зеркало

Одна из самых древних восточнославянских святынь – мозаичный образ Богоматери, находится в главной алтарной апсиде Софийского соб. За многие столетия храм, как и сам Киев, подвергся большим разрушениям. От великокняжеской эпохи осталось немногое, но образ Богоматери оказался невредим. Оттого и назван был – Нерушимою стеною. С незапамятных времен киевлянки, готовясь стать матерями, молились перед образом Нерушимой стены о благополучном разрешении от бремени. Изображение Богоматери окаймляет декоративная арка с красивыми розетками. При ближайшем рассмотрении святыни можно заметить, что количество розеток равняется числу 28 – это количество суток лунного месяца и женского менструального цикла. В конце XVI в. Киев посетил посланник римского императора Эрих Лясота. В своих «Путевых записках» за 1594 г. он первый из средневековых авторов упоминает о мощах Ильи Муромца. Но наибольший интерес представляет его рассказ о магическом зеркале. Лясота сообщает, что в одной «из плит синего прозрачного камня», над алтарем Софийского собора, находится отверстие, заделанное известью. «Говорят, – пишет он, – что тут в старину находилось зеркало, в котором посредством магического искусства можно было видеть все, о чем думали, хотя бы даже это происходило на расстоянии нескольких сот миль. Когда однажды киевский князь выступил в поход против язычников и долго не возвращался, то супруга его каждый день смотрела в зеркало, чтобы узнать, что с ним случилось и чем он был занят. Но, увидевши однажды его любовную связь с пленницею из язычников, она в гневе разбила зеркало» [65].

Священная дюжина

В истории Киева священное число 12 играло особую роль. Так, князь Владимир, уничтожая пантеон языческих богов в Киеве, идола Перуна «повеле привязати коневи к хвосту и влещи с Горы по Борицеву на ручаи, и 12 мужа пристави бити жезлием». По преданию, в Крещатицком ручье Владимир крестил двенадцать своих сыновей (по другой легенде их крестил мифический сподвижник князя Владимира – митр. Михаил). В 1051 г. Антоний с братией числом в 12 человек вырыл пещеру, чем было положено основание Печерского мон. В Лавре были похоронены 12 греческих каменщиков – строителей Великой церкви. Во времена Киевской Руси существовало 12 женских монастырей. По преданию, Кирило Кожемяка разорвал пополам 12 кож и пожелал спать после битвы со Змеем 12 суток. Обряды и ритуалы Рождества свидетельствуют, что это праздник зодиакального круга. На Руси традиционно готовили 12 поленьев, чтобы развести огонь для «тайной вечери» и 12 блюд на рождественский стол. 12 священных ночей (космических эпох) мифического творения Вселенной (25.1206.01) также отвечают 12 созвездиям зодиака [3]. По народным преданиям, Мазепу казнили с помощью 12 галушек. Враги прознали, что гетман очень любит галушки. Для казни приготовили 11 пятипудовых и одну семипудовую галушку (пять + семь в сумме также дают число 12). Привязали Мазепу на площади и стали его насильно кормить. Когда на больших вилах ему подали последнею семипудовую галушку, гетман закричал: «Не надо!» – и умер [66]. В эпоху борьбы с католической экспансией, вплоть до середины XIX в., в Киевской губ. существовали православные церковные братства. Совет этих братств состоял из 12 почтенных горожан. 12 лет от киевской иконы «Борщаговская Божия Матерь» к страждущим исходило непрерывное исцеление. Расшифровка данного символизма выражена в числовом значении 12+1. Здесь число 12 связывается с важным историческим событием (12 + событие) и отождествляется с небесной сферой. Это означало – 12 апостолов и Христос – 12 знаков зодиака и Солнце. По языческим верованиям Даждьбог летал по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянула дюжина белых лошадей, дышащих огнем и с золотыми гривами. Очень примечателен символизм христианского распятия – боже-чень примечателен символизм христианского распятия – божественная жертва на солярном знаке – кресте. В древности считали, что событие на земле, связанное с числом 12 – выражением небесной сферы, получает Небесную (Божественную) защиту и поддержку. Изначально Софийский соб. имел 12+1 куполов. В структуре главного собора Киевской Руси заложена космогоническая схема Небесного Иерусалима. В архитектуре Софии 12 крещатых (в плане) несущих столпов соответствуют 12-ти камням основания стены Небесного Града. 12 арочных прогонов ассоциируются с 12-ю вратами Иерусалима, расположенными по сторонам света. 12 проемов имеет барабан центральной бани. На хорах расположено 12 шиферных парапетов, окружающих сакральное ядро храма. Число 12 заложено в основные размеры храма, в его горизонтальные и вертикальные деления – 12 футов (стадий) = 37,5 м, По преданию, собор строили 12 греческих каменщиков. По 12 крещатых столбов внутри имели еще три киевских соборных храма, построенных в 1036-1044 гг.: святых Георгия, Ирины и Лазаря.

Днепровские сказки

В старину говорили: «Не было бы Днепра, не было бы и Киева». К этой великой реке обращались за предсказаниями, приносили ей жертвы. Через Днепр совершали походы и вели торговлю. У реки кормились многочисленные прибрежные племена и народы. В Украине Днепр протянулся почти на тысячу километров. Странные аномалии регистрируются в его глубинах. Исследователи классифицируют их как феномен, который связан со спецификой существования на большой глубине чуждой для человека формы жизни. Осенью 1993 г. группа киевских аквалангистов (Н. Харченко и Ю. Леонидов) наблюдала целую серию таких признаков. Нечто подобное было зафиксировано в 1991 г. киевскими аквалангистами И. Петровым и Ю. Прибоем, на этот раз на озере Безодня (по рус. – Бездна), в полутора часе езды от Киева. В грозовые ночи со дна омутов поднимаются их древние обитатели – огромные сомы. Плещутся они очень громко, поднимая большие волны. В былые времена сомов часто принимали за водяных. Ниже днепровских порогов в плавневой густянке знаменитого казацкого Великого Луга, где случалось добывали рыбин весом до 300 кг, об этих усатых гигантах слагались легенды. Известный писатель-юморист Остап Вишня писал об огромных сомах, пожиравших в Днепре небольшие буксирные катера. И поныне на солнечных днепровских пляжах можно услышать рассказы о сомах-людоедах, которые незаметно подбираются к купальщикам и утаскивают их в темные глубины [67]. И в наше время в Десне, притоке Днепра, встречаются сомы до 160 кг веса. Чтобы достичь таких размеров, сому необходимо прожить не менее полувека. Сом (Silurus glanis) живет до 80 лет и достигает длины более 5 м. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминается о пойманном в середине XIX в. в Днепре соме, имевшем в длину более 4 м и весившим 288 кг. Зимовать сомы любят стаями в глубоких и укромных местах. Бывало, что в днепровских омутах их собиралось несколько сотен. Огромные сомы очень неуклюжи и неповоротливы, а потому крупная рыба достается им в добычу сравнительно редко. Оттого старые рыбины и становятся трупоедами. Причем, они стараются обитать в таких местах, где в силу особенностей водоема тонет много животных и людей. Крупные сомы не дают спуску ничему живому, плавающему на поверхности, и истребляют большое количество утят, гусят, а также и взрослых водяных птиц. Нередко они топят плывущих собак и даже телят. Известно несколько случаев, когда крупные сомы утаскивали под воду и топили купающихся детей. В известном произведении М. Горького героя и его товарищей пытались одурачить несколько крестьян. Они предложили поймать сома с помощью горшка с горячей кашей. Подобное средство было впервые описано в книге Н. Вениаминова «Рыболовство в России всеми орудиями и во все времена года» (М., 1876): «В одной небольшой речке вблизи Киева завелся огромный сом, который делал большие убытки жителям, истребляя их уток, гусей и пр. Все старания истребить его оказались весьма напрасными. Нашелся один крестьянин, который предложил следующую штуку. Известно, что крутая греч- невая каша, не вынутая из горшка, в котором она варилась, долго остается в середине горячею, на этом-то основании и решились ею попотчевать сома. Для этого в то самое время, когда сом должен был выйти на добычу, повесили на ветке дерева, свесившегося над ямою, в которой жил сом, обмазанный салом горшок с очень горячей кашею. Заслышав запах сала, сом поднялся и, увидев качающийся на веревочке горшок, схватил его, раздробив сильными челюстями, и тогда-то началась для него настоящая беда: каша жгла его немилосердно. Он метался во все стороны и, наконец, выскочил на берег, где немедленно был убит кольями». Киевские любители подводной охоты утверждают, что под днепровскими мостами обитает множество огромных сомов. Они прячутся в расселинах мостовых быков, откуда демонстрируют свои огромные пасти. Стрелять в таких крупных рыбин на большой глубине равносильно самоубийству. Часто после ранения сом разворачивается в сторону ныряльщика и бьет его головой. Тупым концом гарпуна, торчащим из его тела, сом может проткнуть подводного охотника насквозь. Еще в конце XVIII в. на Трухановом о-ве существовало озеро. По разному называли это озеро киевляне: «Бездонной Погибелью», «Проклятым Оком» и «Домом Страшного Деда». Такие пугающие названия появились из-за огромного сома, обитающего в водоеме. Если верить легенде, то озерное чудовище не только пожирало животных и людей, но и предсказывало будущее. Неизвестно каким образом «Страшный дед» осуществлял предсказания, но к грозной рыбе частенько приходили за советом киевляне. По ночам сому носили всяческие угощения – лягушек, рыб, птиц, куски свинины и говядины. Если подношение хозяин озера принимал, то всплывал и начинал кружить возле самого берега. Но случалось, что «Страшному деду» не нравилось угощение или сам приносящий. Тогда от ярости волшебного сома вспенивалась озерная гладь. Ворожеи толковали это как недобрый знак и виновному советовали целый год не подходить к любому водоему. «Страшный Дед» мог утопить его где угодно. Стоило такому человеку оказаться у реки, озера или даже у колодца, как неведомая сила втягивала его в воду. В конце XVIIIXVIII в. трухановское озеро вме- в. трухановское озеро вме- в. трухановское озеро вместе с чудищем неожиданно исчезло. В илистой грязи, оставшейся от водоема, лишь судорожно бились рыбешки да ползали раки [68]. В средневековых источниках можно найти легенды о днепровских порогах и всякой нечисти, там обитавшей. Кодакский, Сурский, Лоханский, Дзвонецкий, Ненасытецкий, Вовниговский, Будильский, Лишний, Вольный – вот главные пороги, пересекавшие Днепр на стокилометровом участке от нынешнего г. Днепропетровска до Запорожья. В Кодакском пороге черти были особенно злы – они без разбору топили там людей, уволакивая в темные глубины и старых, и малых. К следующему, Сурскому порогу, как поговаривают, черти сходились, чтобы справлять там свои надобности. На камнях нередко находили их отметины – черный, как смола, гной. В Лоханском пороге обосновался главный бес, которого днепровские лоцманы наградили прозвищем Вернивод. Со своими подручными он лихо разбивал плоты и тяжелые барки. В Дзвонецком пороге черти любили переворачивать лодки. Нередко делали это, когда в лодках спали люди. Самым грозным считался Ненасытецкий порог, или просто Ненасытец. Его еще уважительно называли Дед-порог. Возле Ненасытца черти устраивали опасные водовороты – «черторои» и справляли малую нужду прямо в суда. В Вовниговском пороге черти проводили время в безделье, а в пороге Волчок обитала жена главного черта с чертенятами [69]. Киевские ведьмы поговаривали, что каждую весну Днепр собирает с киевлян свою дань – 13 утопленников.

Знамения 1926 года

В этот страшный год воинствующие атеисты изгнали из Лавры монахов во главе с духовенством. Со стороны советской власти было приложено максимум усилий, чтобы дискредитировать религию в глазах населения. Была создана комиссия, целью которой служило «развенчание мифов» о чудесах Лавры. Самым кощунственным образом были вскрыты захоронения печерских святых. Но вскоре по непонятным причинам большинство членов варварской комиссии погибло. Так, из десяти членов «лаврской комиссии» семеро в тече ние одного лишь месяца расстались с жизнью. Двое застрелились, трое повесились, еще один попал под трамвай, а один утонул в Днепре средь бела дня на глазах у многих свидетелей. Когда в Свято-Успенской Почаевской Лавре на Тернопольщине начался «эксперимент» с эксгумацией мощей прп. Иова Почаевского, вдохновитель «разоблачения» тотчас же поплатился жизнью своей дочери, которая в результате взрыва огромной бутыли получила смертельные ожоги от соляной кислоты [70]. 30 июля 1926 г. вблизи Киева – между с. Демидов и Глебовна (Вышгородский р-н), двум мальчикам-пастухам, Николаю 11 лет (Н. Куприенко) и Емельяну 14 лет (Е. Фещенко), было явление Спасителя. Примерно в 8 утра, когда пастушки собрались завтракать, неожиданно блеснула молния, как перед дождем, но день был ясным и безветренным. Через несколько мгновений небо на западе сделалось розовым, и появился большой сияющий крест. Верх его достигал зенита, а внизу он упирался в облако невысоко над землей. На фоне креста выделялась фигура Господа. Николай и Емельян оцепенели и не могли сдвинуться с места. Спасителя окружало дивное сияние, которое было ярче солнца и белее снега. Господь говорил, что скоро придет судить Мир, и чтобы каялись все блудники и прелюбодеи, а если покаются – будут прощены. Грех и беззакония дошли до Небес. Господь окончил свое повеление и сказал, чтобы на этом месте в память сего явления были поставлены крест и икона. После чего повернулся на восток и постепенно растворился в облаках. На следующий день около 200-х человек из окрестных сел во главе со священником отправились к месту чудесного явления. Внезапно перед шествием появился светлый столб с облаком. Он двигался впереди народа, показывая путь. По выходе из села все увидели на месте явления Спасителя необыкновенный свет, как бы молнию. Когда подошли ближе, снег поднялся к облакам, а освященное Господом место сделалось алым. Одновременно сверху раздался звон колоколов. Спустя четыре года, по постановлению комсомольской ячейки крест, возведенный на месте Великого Знамения, было решено уничтожить. Вызвался самый смелый – зацепил он крест и, погоняя лоша 90 дей, вытащил. Утверждают, что этого комсомольца вскоре постигло несчастье. На поле, где было явление Спасителя, со временем был посажен колхозный сад. На одном из его участков деревья почему-то никак не приживались, все время чахли и иссыхали. Место это размером примерно 5 на 10 м лишь поросло травой и полевыми цветами, а в центре радиусом 2 м росла только невысокая ярко-зеленая, шелковистая нетронутая травка. Вечером 20 ноября 1926 г. в небольшом доме на Саперной слободке, 24 мирно беседовали хозяйка дома Андрийченко, Андриевская (квартирантка) и Касесионова (гостья). Вдруг из кухни прилетели различные предметы – ступки, сковорода, солонки, бутылка из-под чернил. На порог с печи свалилось большое полено. Наиболее упрямой оказалась мыльница. Несколько раз ее клали на полку в кухне, а она снова «срывалась» с места и падала под ноги женщинам. После недолгой паузы вещи вновь принялись крутить по комнате «мертвые петли». Испуганные женщины вызвали милицию. Пришедший офицер успокоил хозяйку и заглянул на кухню с наганом в руке. Его тут же обрызгало грязной водой. Потом перед изумленным взором стража порядка злосчастная мыльница слетела с полки на пол. Милиционер выстрелил в стену, но без видимого результата. Приехавшие сотрудники провели тщательный обыск – ничего подозрительного обнаружено не было. А вещи продолжали «шалить». Двигались даже чугунки и дрова в русской печке. Кувшин оказался приплюснутым внутри мраморного умывальника. Но постепенно все явления стали стихать. Квартирантка Андриевская словно приманивала полтергейст в дом. Когда она в марте следующего года вернулась на Саперную слободу, то тут же возобновились стуки по ночам и полеты предметов [71].


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU