ПЕЧЕРСК


БЕСОВСКИЕ» МЕСТА

БЕСОВСКИЕ» МЕСТА

Мистическая история и топография Киева, Ляшенко В.А.

Киевские аномалии

Традиция устраивать разгульные праздники в период Вальпургиевой ночи пришла в Киев еще в XVII в. Виной тому послужили… ректоры и профессора Киево-Могилянской академии. Многие из них учились в Европе и хорошо помнили бюргерские праздники с музыкой, стихами и театральными представлениями. На 1, 15 и 30 (а иногда 31) дни принялись устраивать «майские рекреации», когда студенты могли отдохнуть от суровой академической дисциплины, погулять и сытно поесть. Поначалу народные гуляния проходили на горе Щекавице, возле древнего кургана – «могилы Вещего Олега». Но в начале 70-х гг. XVIII в. гора превратилась в мрачное место: могильник для погибших от моровой язвы. Праздник киевского студенчества перенесли в березовую рощу при загородном доме митрополита на Шулявщине. Вслед за любителями наук в рощу потянулись толпы любителей повеселиться. И постепенно общегородское гулянье вытеснило студенческий праздник из отведенной ему рощи. В начале XIX в. киевляне любили на 1 мая отправляться в Шулявскую рощу с припасами еды и выпивки. Пляски и хороводы в честь весны растягивались на целый день и продолжались ночью при свете костров. Часто гуляния сопровождались мордобитием – ритуальными кулачными боями. В темных ярах происходили всякие непотребства – языческие обряды, посвященные культу плодородия. А. Солтановский пишет: «Перед рассветом по дороге в Киев в роще и по оврагам валялись сотни спящих и мертвецки пьяных, большею частью донага раздетых жуликами. Особенно много валялось совсем нагих и пожилых, и молодых женщин и девок». Бесстыдные гуляния прекратились в середине XIX в., когда Шулявщина отошла в казенное ведомство и здесь началось строительство Кадетского корпуса [72]. В рукописном сборнике А. Тулуба упоминается гора Юрковица 92 над Подолом: «…там церковь, коло церкви кладбище, а на кладбище столько ведьмаков с ведьмами, что и не сосчитаешь». А. Макаров, анализируя предания, очерки и мемуары XIXXIX в. о Киеве, перечисля- в. о Киеве, перечисля- в. о Киеве, перечисляет места сборищ ведьм: над Боричевым спуском (над Андреевским спуском), над устьем Лыбеди на Девич-горе (у Саперной Слободки) и над Иордановским ручьем (неподалеку от Кирилловских богоугодных заведений). В XIX в. в ярах у Кирилловской бол. неоднократно находили трупы с вырезанными жировыми отложениями. Здесь при большой дороге, ведущей на Куреневку, стоял кабак, притягивающий к себе голытьбу и бездомных бродяг. Трупы этих кончивших свои дни под забором пьяниц становились добычей сатанистов. Подобные же операции проделывались над выловленными в Днепре утопленниками. Из человеческого жира сатанисты вытапливали так называемые «черные свечи», используемые во время сатанинских месс [73]. Ведьмы также собирались на Черторое у Выгуровщины. Полагают, что Черторой образовался из-за многовековых размывов и половодий. Местность называют также Муромцем. До перекрытия деснянского русла Чертороя это был остров, а затем он стал полуостровом. Название острова связывают с легендарным Ильей Муромцем, который очищал Киев от всякой нечисти. На полуострове рядом с Московским мостом, согласно преданиям, бесчинствовали в купальскую ночь русалки, мавки и лесовики, появляясь из урочища старой ведьмы Горбачихи [74]. По преданию в этом урочище, расположенном между Трухановым о-вом и Русановскими садами, Горбачихе принадлежал целый хутор. По другим данным, название урочища происходит от бугорчатого рельефа пойменного мыса, который выступает в водном пространстве между Десенкой и Русановским проливом в виде округлой и пологой выпуклости. Это самое узкое место Днепра в пределах Киева. Оно редко застраивалось, так как во время половодий часто оказывалось под водой. В середине XVII в. проповедник доминиканского киевского монастыря П. Розвадовский писал: «Сад Кучинского, где ведьмы слетались…». О поручике замкового гарнизона Матвее Кучинском впервые упоминается в «Описи киевского замка» за 1552 г. Его усадьба располагалась прямо под Михайловской горой. Мрачные поверья могли возникнуть от соседства усадьбы с Чертовым Беремищем и древними капищами. Языческие святилища на Перуновом холме были давно разрушены, но само место в христианском понимании оставалось «нечистым». Если предположить, что в данной усадьбе действительно происходили аномальные («бесовские») события, то станет ясно почему дочь М. Кучинского Екатерина стала монахиней – девушка нашла спасение от «бесов» в монастыре. Известно, что в 1621 г. Екатерина продала усадьбу Братскому монастырю. Древнее урочище южнее Киево-Печерской Лавры, где сейчас расположен мост Патона, называли Наводницким оврагом. Там протекал Наводницкий (по другим источникам – Неводницкий) ручей, в его верхней части было озеро Душегубица, отчего и овраг нередко называли «буерак Душегубица». Нечисть также любила собираться на Щекавице и Поскотинке. «Поскотинка» – место для выпаса скота, одно из названий горы Уздыхальницы. Легенды упорно твердят, что в то время, когда на правом берегу Днепра воцарилось христианство, на левом еще долго находили себе прибежище адепты языческой веры. В частности, где-то в р-не современной Дарницы находился «Колдовской Лес», в котором ведьмы днем набирались сил перед ночными полетами на Лысую гору. По поверьям, русалками становятся утопленники, самоубийцы, а также дети, которые умерли некрещеными (в особенности это касалось детей, погибших на Троицу). В Киеве, в урочище Лысая гора, существует Русалочий яр. Назван он так потому, что в нем расположено озеро, где по поверьям обитают русалки. Примерно до XVII в. Троещина называлась Чуриловщиной. Обыч-XVII в. Троещина называлась Чуриловщиной. Обыч- в. Троещина называлась Чуриловщиной. Обычно местность получает название от имени своего легендарного хозяина. Но Чурило Пленкович, один из богатырей былинного цикла, про-Но Чурило Пленкович, один из богатырей былинного цикла, проНо Чурило Пленкович, один из богатырей былинного цикла, про-живал на правом берегу – неподалеку от Почайны: «…коло хреста Леванидового, коло святых мощей Борисовых» [75]. К тому же до XVII в. на Чуриловщине не существовало поселений. Скорее всего, эта местность получила название от слова «чур». Чур у древних славян обозначал край, предел, границу (по укр. – межу) – межевой камень. Олицетворяли Чура в деревянном изображении (чурке), на котором вырезали условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Чур или пограничный камень, символизировал запрет – требование не пересекать его границу. Отсюда «чураться» – избегать вражьей силы, плохих мыслей и пр. Если межевой камень и стоял перед древней Троещиной, то что он защищал? Как упоминалось выше, этот р-н до XVII в. не был засе-XVII в. не был засе- в. не был заселен. Чур мог предупреждать, что за его границу не следует заходить: «Чурайтесь этой местности»! К тому же Чур, как житель дорог, охранял человека от нечистой силы. Поэтому при опасности советовали произнести – «Чур меня!» или попросить – «Чур, побереги меня!». Действительно, Троещина «славится» своими «бесовскими» проявлениями – повышенной активностью НЛО, плазменных шаров и пр. Идол Святовита четырехлик и смотрит «на все четыре стороны», – апотропей, оберегающий от Зла, находящегося впереди и сзади, справа и слева. Эти четыре указанных направления, которые могли означать и географические координаты: с севера и юга, с запада и с востока. Поскольку носителями Зла считались «злые ветры», то географическое понятие вполне уместно в представлении о повсеместности. В Святошино, предположительно, поклонялись Святовиту, который и мог дать название местности. На некоторых диалектах «святоша» это «нечистый, бес», который привиделся на Святки. В 2002 г. неоязычники установили на Лысой горе идол Святовита. Каждый лик изваян из бревна весом в пять тонн и сориентирован по сторонам света. Высота идолов – около 8 м. Рядом на жертвеннике лежит хлеб и гречневая крупа. Структура капища – это практически правильный круг около 50 м в диаметре с четырьмя идолами в центре. Идолы окружены квадратом – «колодцем» из четырех лежащих на земле бревен. Еще четыре подобных «колодца» находятся на расходящихся лучах креста. Кроме условного креста сторон света, из центра исходит еще один, равноудаленный лучами от первого. Второй крест маркируется четырьмя дополнительными жертвенниками. Таким образом, неоязыческое культовое сооружение представляет собой сложную мандалообразную структуру, ориентированную как минимум на восемь астрологических направлений. Последние привязаны к определенным ежегодным точкам (календарным праздникам) движения солнца на небосклоне, символизируя тем самым цикличность (круговорот) природных процессов. 95 Подобная схема существовала у грандиозного языческого святилища на Перынском холме под Новгородом. Оно имело форму громадного цветка с восемью лепестками. В каждом из лепестков на дне рва во время языческих празднеств разжигали ритуальный костер, а в одном из них – восточном, обращенном к Волхову, горел «неугасимый» огонь [76]. Лет пятнадцать назад на монастырском кладбище Замковой горы появились два странных сооружения: одно в форме шестеренки с очагом посредине, второе – в виде красного куба. Монахини Флоровского мон. утверждают, что это «алтари» сатанистов. Почти каждый день возле них собирались какие-то люди. «Алтари» сделаны весьма добротно, каждый из них расположен напротив ближайших храмов – Крестовоздвиженской ц. и Флоровского мон. Со временем эти культовые сооружения были почти полностью разрушены. В апреле 2006 г. здесь появилось еще одно капище – гранитный крест, вокруг которого расставлены 16 табличек с древнеславянскими символами и пояснениями к ним. Вокруг святилища высажены деревья. Откуда в Киеве столько бесовщины? Ответ кроется в особой топографии столицы Украины. Город просто испещрен оврагами, балками и пещерами. Испокон веков они служили пристанищем для нечистой силы. К тому же Киев окружен многочисленными болотами. В древнекитайском трактате «Гуань-цзы» можно прочитать: «Если русло застоявшейся воды не меняется в течение столетий и вода не пересыхает, появляются цин-цзи (болотные духи)». В старые времена на Крещатике, в р-не пересечения современных пер. Шевченко и Михайловского, существовало болото. В начале XIX в. его прозвали Козьим. Небольшой переулок возле Майдана Незалежности назывался Козиноболотским. Киевовед Т. Литовченко пишет: «Квартал, где сегодня расположились госучреждения, в древние времена находился далеко за пределами Киева. Чтобы добраться до места, где сейчас Верховная Рада, например, нужно было выйти из «черных» Лядских ворот, пересечь болото и подняться на холм. Но такой маршрут киевляне проделывали нечасто, до середины XV в. там даже не было нор мальной дороги и жилых домов. Дело в том, что местность на холме считалась нечистой и некоторые летописи связывают с Печерским холмом исчезновения домашнего скота и даже людей». В древние времена вдоль Днепра тянулись заливные (полуболотистые) луга. На данный момент практически все киевские болота осушены и засыпаны. Небольшой участок болотистой местности сохранился в р-не Совских прудов. До недавнего времени там обитал цыганский табор. Топкие места сохранились в р-не Жукова о-ва и в большом количестве на левом берегу: множество болот затаилось в р-не Осокорков и Позняков. Так, между дачными поселками и Бортничами раскинулась целая система рек и озер с болотистыми берегами. Подобное можно наблюдать за Троещиной – в пойме р. Десна. В устье Ирпеня расположены глубокие торфяные болота. Болотистые труднопроходимые места можно встретить у Вышгорода и Броваров. В X-XIII вв. вокруг Киева существовало множество сезонных по-X-XIII вв. вокруг Киева существовало множество сезонных по--XIII вв. вокруг Киева существовало множество сезонных по-XIII вв. вокруг Киева существовало множество сезонных по- вв. вокруг Киева существовало множество сезонных поселков, где крестьяне занимались выплавкой железа из болотных руд [77]. Нет сомнения, что Киев получал готовое железо из сельской округи. Возможно, что вместе с металлом в столицу Руси попадали и растревоженные бесы, мигрировавшие из осушенных болот. Нечистая сила любила также собираться в старых заброшенных мельницах. В народе поговаривали, что зажиточные мельники заключали союз с Дьяволом. Оттого даже в безветренную погоду нечистая сила вращала лопасти млына. Привидения часто бродят у воды – в р-не водяных мельниц и мостов. Вплоть до XX в. на киевских реках располагались многочисленные мельницы – как частные, так и принадлежащие монастырям.

Предания Лысой горы

В Киеве известно, по крайней мере, пять Лысых гор. Лысой горой называли возвышенность под Михайловской горой в р-не Чертового Беремища. Сейчас здесь проходит трасса фуникулера (Перунов холм). Возвышенность, на которой расположен Кирилловский мон., также называлась Лысой. Еще одну из Лысых гор отождествляют с Юрковицей – это подтверждают К. Широцкий («Путеводитель по Киеву») и М. Петров («Историко-топографический очерк древнего Киева»). У историков и археологов нет данных про заселение Юрковицы ранее IX в., но ряд исследователей отождествляет Юрковицу с летописной Хоревицей. 97 Еще одна Лысая гора, упоминаемая в литературных источниках с конца XVIII в., была безлесой грядой на подъезде к Киеву. Она располагалась в р-не нынешнего бул. Перова и была срыта при строительстве кинотеатра «Аврора». В путеводителе Богуславского (1912 г.) читаем: «От Русановского моста до с. Выгуровщина находится Лысая гора – излюбленное пристанище киевских, иногородних и даже иноземных ведьм» [78, 79, 80]. Самая известная Лысая гора (Девич-гора) расположена в одноименном урочище между Саперно-Слободской ул. и Столичным шоссе. Именно сюда, неподалеку от Саперной Слободки, прилетала булгаковская Маргарита справлять шабаш с нечистой силой. Девич-гора – это древний ритуальный холм, верхушка которого периодически выжигалась молниями. Существует предание, что падший ангел сжег здесь стрелой (молнией) двух влюбленных [81]. По поверьям, Боги метают свои молнии в места скопления нечистой силы. Выжженная поверхность холма напоминает плешь – лысину. Отсюда и название – Лысая гора. По представлению древних тюрков, священные горы соединяли в себе два мира – видимый и невидимый. Каждая священная гора имела своего невидимого хозяина, который покровительствовал людям, живущим окрест. В р-не Лысой горы делали стоянки кроманьонские люди, проводили ритуалы жрецы колодезной и срубной культур, жрецы Аратты. Скифы устанавливали на горе каменных баб, как и сарматы, а киммерийцы возводили храм бога Крома. Современные неоязычники справляют на холме ритуалы богу Святовиту. По преданию, совершенными на киевской горе ритуалами под силу управлять всеми земными событиями. Подобной священной силой обладают о. Хортица в Запорожье и Святовитово Коло во Львове. Говорят, что именно волхвы вырыли под горой первые пещеры. В подземельях кудесники хранили свои книги, тайные знаки и сокровища. С принятием христианства сюда переселились семьи жрецов. Но вскоре языческие знания были утеряны, и потомки волхвов стали разбойниками. Они грабили и убивали путников, шедших по Обуховской дороге [59]. До середины XIX в. этот холм называли иначе – Девич-гора (по данным краеведа Л. Похилевича гора называлась Девич Ориновская). Такое имя давалось холмам, на которых в языческий период были святилища Лады – богини брака и веселья, а в более отдаленные времена, возможно, и Кибелы – Великой Матери Мира, покровительнице домашнего очага. Также ее называли Багриновой – то есть красной, красивой. Сейчас Багриновой горой называют холм-перемычку, расположенную между Лысой горой и находящейся неподалеку возвышенностью. В начале XIXXIX в. Лысую (Девичью) вместе с двумя другими гора- в. Лысую (Девичью) вместе с двумя другими гора- в. Лысую (Девичью) вместе с двумя другими горами (Бусовой и Черной) называли Святыми. По преданиям, на этих холмах обитали киевские подвижники – старцы. Свою демоническую славу Лысая гора получила спустя столетие. Тогда здесь основали лобное место, где казнили преступников. В народе гору разделяют на три составляющие. Первая – это Русалочий яр. Назван он так потому, что в нем расположено озеро, где по поверьям обитают русалки. Вторая составляющая – это Ведьманский яр. С конца XIX в. здесь стали собираться поклонники Тьмы. С тех пор Лысая гора и обрела свою мрачную славу. И, наконец, Мертвяцкая роща – самая обширная часть горы, названная так из-за большого количества древних захоронений. И сейчас на Лысой горе неспокойно – здесь можно встретить сатанистов или наткнуться на цыганский табор, поздним вечером или ночью подвергнуться нападению хулиганов и нечистой силы. Перед входом в один из полуразрушенных домов нацарапана зловещая надпись: «Здесь пропала моя дочь». По преданию, каждые 13 лет на Лысой горе происходит нечто ужасное (жестокое преступление или темный ритуал). Вскоре последствия этого происшествия распространяются на весь город [68]. На карте геодинамических зон столицы, составленной Центром аэрокосмических исследований Министерства геологии Украины, отчетливо видно, что именно под Лысой горой пересекаются два наиболее мощных (магистральных) разлома в кристаллическом щите. В XIX в. Лысая гора принадлежала Печерскому мон. Монахи держали здесь пасеку и фруктовый сад. В 1860-х гг. городское начальство выкупило эти земли, решив построить форт. В 1872 г. строительство возглавил генерал Э. Тотлебен. После завершения работ форт представлял собой сложную систему бастионов, равелинов, 99 теналей, люнетов, ретраншемента и т.д. Земляные валы высотой в 10-12 м насквозь прорезали потерны – длинные, до 40 м защитные туннели, выложенные кирпичом и закрытые с обеих сторон решетками. В казармах могли разместиться несколько тысяч солдат. Рядом с крепостью были построены казармы инженерных частей, как напоминание о них сохранилось название улицы Саперно-Слободская. План крепости держался в строжайшей тайне: тому, кто откроет его противнику, грозила ссылка в Сибирь, а в военное время – расстрел. С фортом связана интересная легенда. Говорят, что по ночам из-под водопроводных люков поднимается странное свечение. Оно бледноголубое, постепенно переходящее вверху в красное. Исходит сияние из колодцев крепости, которые снабжались водой из Днепра по специальным капиллярным подводкам. По легенде, во время войны из соображений секретности колодцы были затоплены вместе со строителями форта – тремя тысячами крепостных. С тех пор из мрачных глубин слышны голоса и поднимается свечение. Несколько раз из колодцев появлялась белая кошка – древнеславянская злая фея подземных колодезных вод – Самодива. Долгое время у киевлян существовала традиция: каждый год 1 мая, в день гибели митр. Макария, закреплять зажженyю свечу на дощечке. Затем такой «огненный кораблик» пускали по Днепру. Уже в наше время двое парней решили вызвать водяных духов. Вполне возможно, что подобный ритуал они решили провести в канун Вальпургиевой ночи – на 1 мая. В колодец на Лысой горе они запустили дощечку с четырьмя горящими свечами. В этот момент у одного из парней в воду упал серебряный крест – древний и священный. С его помощью молилось не одно поколение людей. В ту же ночь на горе осталась ночевать группа туристов. Они были очень удивлены, когда в темноте колодец стал светиться голубым светом. Затем из колодцев горы начала выплескиваться вода. Под утро под землей глухо пробил колокол и все затихло. Утром у всех присутствующих в голове крутилась одна фраза – «власть сменилась». Возможно, проведенный ритуал освободил плененные души строителей форта. Власть демонических сил закончилась, и невинно загубленные души поднялись на Небо. Особый интерес вызывает вековой давности инструкция началь 100 ника крепости: «Перед выходом в караул офицер обязан предупреждать солдата, чтоб он не смущался непонятных шумов – то всего лишь порывы ветра и крики ночных птиц…». А все от того, что многие солдаты были суеверны, а сама гора считалась местом сборища бесовщины [82]. По некоторым данным с 1872 по 1914 гг. в Лысогорском форте несколько офицеров и нижних чинов сошли с ума, трое покончили с собой, а пятеро умерли внезапно и без видимых причин. Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Голгофа означает Череп, Лобное место (место для казней) и Лысую гору. В начале XX в. Лысая гора в Киеве стала оправдывать свое название. С 1906 г. Лысогорский форт стал использоваться для казни преступников. В Косом капонире Госпитального укрепления Новопечерской крепости содержались политические заключенные. Отсюда летом в четыре часа утра, а зимой в семь вечера выезжала черная карета, запряженная черногривым конем. Услышав цокот копыт, горожане в страхе прятали своих детей. Доставленных к месту казни встречал палач с подручным и священник. Три палача за 11 лет казнили здесь более 200 преступников. Уже в 1910 г. киевский полицмейстер тайно пишет в горуправление: «…господин начальник края, распорядитесь об отыскании подходящего места под кладбища для погребения трупов казненных преступников, в виду отсутствия уже сего места на Лысой горе». Даже после исповеди приговоренных лишали права быть похороненными на христианском кладбище. Палач закапывал тела преступников недалеко от виселицы. До сих пор в подземных казематах форта сохранились выцарапанные на кирпиче проклятия в адрес палачей [83]. «Биржевые ведомости» за 1908 г. писали: «Киев, 16-го июня. На почве ужаса своего ремесла психически заболел местный палач Юшков, находящийся в заключении в одиночной камере. Юшков поджог свою камеру». 24 сентября 1911 г. «черный рыдван» – бронированная карета везла на казнь Д. Богрова – убийцу премьер-министра П. Столыпина. Над местом, где похоронили Богрова, прогнали роту солдат. Спе 101 циально назначенный палач – уголовник из Лукьяновской тюрьмы, оставил веревку себе. Уже после революции он попался на Бессарабском рынке – торговал кусками той самой веревки. Считалось, что веревка от повешенного, а тем более такого известного, способствует удачной торговле [84]. В наше время идентифицировать место виселиц на местности очень сложно. Загадкой остается и местоположение арестантского кладбища. В Западном полубастионе можно наблюдать огромное количество разрытых могил. В соответствии с архивными данными в крепости находится около 300 захоронений (Л. Проценко). На Лысой горе производились и расстрелы. Недалеко от места, где устанавливалась виселица, существует глубокий подвал. Здесь на небольшой глубине часто попадаются отстрелянные гильзы. Говорят, что стрельба доносилась отсюда и позднее, в годы сталинских репрессий. Возможно, что жертвы «красного террора» захоронены где-то неподалеку. Говорят, если долго бродить по Лысой горе, а особенно если задремать на ее вершине, то обязательно можно увидеть странных существ. Как-то весной у горы видели горбуна с оспой в пол лица. При приближении к нему слышалось свистящее шипение. Но тут по Столичному шоссе промчалась машина. Призрак вошел в поднятое ней облако пыли и исчез. В другой раз на вершине заночевали два приятеля. Часа в три ночи их разбудило пение петухов. Затем словно по железу постучали. Вдруг нечто стремительно подбежало к ребятам и перепрыгнуло через них. При этом они явственно ощутили дуновение ветра. Однажды февральской ночью группа молодежи бродила по Лысой горе. Навстречу компании выскочила собака и, радостно виляя хвостом, стала указывать путь. Неожиданно «проводник» зарычал и остановился – впереди в метрах 6-7 пробежал человек. Следов на снегу, к всеобщему удивлению, он не оставил. Минут через сорок компания подошла к «Трону» (так называют огромное, обхвата в 3-4, дерево в форме трона). Собака снова насторожилась – впереди бесшумно пробежал тот же самый призрак. Иногда на фотографиях, сделанных на горе, проявляются фантомы – смазанные силуэты бегущего существа. Существует байка о 102 том, как на Лысой горе дежурил милиционер. Примерно в час ночи его кто-то похлопал по плечу. Страж порядка обернулся и увидел ске лет. В обморочном состоянии его обнаружил патруль и доставил в больницу. После этого случая одиночные дежурства на Лысой горе отменили. Однажды один смельчак решил заночевать на Лысой горе. Для безопасности он взобрался на дерево, а свою собаку оставил внизу. Вдруг его пес принялся жаться к дереву и скулить. Недалеко, как будто под землей, послышались глухие удары. Шатались деревья и оседала земля на склонах. Волосы смельчака встали дыбом, а сердце парализовал какой-то неосознанный страх. В мгновение ока он соско чил с дерева, отвязал собаку и за две-три минуты пробежал всю рощу и вышел к железной дороге [53]. На горе было замечено еще одно странное явление – в безветрен ную погоду опавшая листва сама по себе начинала шевелиться. Бы вает, что в быстром ритме дергается лишь один листок. В середине 1990-х гг. археологи обнаружили здесь яму с сожженными церков ными книгами, а поблизости несколько обезглавленных петуши ных скелетов. Последователи Сатаны часто приносят в жертву этих «стражей света». Нечистая сила очень боится петушиного крика, предвещающего скорый рассвет. Существует поверье, что деревья на Лысой горе, особенно мерт вые и поваленные, обладают способностью ходить по ночам на своих ветках, подобно паукам. Обычно деревья «оживали» на праздник Ива на Купалы. Люди сторонились этого холма: «Придешь, а тебя чертова сила за ногу – хвать! И под землю утащит». Говорят, что над Лысой горой почти постоянно открыт астральный портал. Иногда на Лысой горе пытаются свести счеты с жизнью, бросаясь с вершины вниз. Таких случаев только в советский период насчиты валось более семидесяти. Однако никому не удается довести дело до конца, поскольку гора недостаточно крутая. Обычно все заканчива лось тяжелыми увечьями. По заключению метеорологов Киев относится к грозовым ано мальным зонам. Количество и сила грозовых разрядов над Киевом и Лысой горой значительно превышает норму. Ионизирующее излуче ние киевских недр вызывает в апреле-августе сильные грозы с ливня ми и молниями, бьющие в зоны радиоактивных аномалий. В середине 1930-х гг. в обильном на грозы Киеве планировалось построить мол ниевые ускорители. Энергия молний с напряжением 14-16 млн. вольт была способна расщеплять атомные ядра. Существует легенда, что в недрах Лысой горы советские и немец кие специалисты собирались построить радиевый завод. Именно сюда по засекреченному туннелю под Днепром должны были поступать от ходы урановой руды. Сырье добывалось из минерализованных пла стовых вод, на которые так богата украинская земля – из Винницы (радиевые пруды), с о. Водников на окраине Киева и др. Но осуще ствить советско-германский проект по созданию первого реактора – «радиевого котла», помешала война. К слову сказать, неподалеку от Лысой горы позднее был построен ядерный реактор – на Багриновой горе (Институт ядерной физики).

Зеленый театр

Местность у Аскольдовой могилы над Днепром «славится» за сильем всевозможной нечисти. Существуют фотографии, где среди развалин летнего театра виднеются «туманные» фигуры призраков. Зеленый театр, словно рана в земле: все легенды, связанные с ним, подчеркивают одно – возможность реальной встречи с демонически ми существами. Справка. Зеленый театр построен в 1949 г. по проекту архи текторов А. Власова и А. Заварова. Как элемент Зеленого теа тра использовано военно-инженерное сооружение середины XIX в. – подпорная стена Новой Печерской крепости. В театре – 3,5 тыс. мест, расположенных амфитеатром на естественных склонах Днепра [85]. Когда-то в этой местности зиял глубокий овраг, называемый «Провалье». Он шел от берега Днепра и прорезал глубоким оврагом Печерск до Кловского ручья (Кловский спуск). В XVIII в. «Провалье» засыпали, а после Крымской войны (середина XIX в.) оставшейся перешеек закрыли двумя подпорными стенами, стилизованными под крепостные сооружения. Верхняя подпорная стена, сооруженная в 1853-54 гг., не имела военного значения, хотя построена была в лучших традициях фортификационной инженерной науки. Нижняя стена, построенная в 1856 г., имела важное стратегическое значение. Она должна была закрывать подходы к Николаевскому Цепному мосту и охранять Подольское набережное укрепление (Никольские ворота). Через обе подпорные стены проходил подземный ход, соединявший арсенальские мастерские и водокачку на берегу Днепра. По подземелью были проложены чугунные водопроводные трубы. Тайными подземными ходами была пронизана и Новая Печерская крепость. С целью предотвращения оползней из-под основания Николаевского укрепления здесь была сооружена оборонно-подпорная стена. В ее толще были проложены широкие галереи и казематы, облицованные кирпичом. От внутренних галерей в толщину горы уходило несколько пещерных ответвлений. Часть галерей предназначалась для тайных вылазок на гористую террасу стены и в ближайший яр. В конце XIX в. эти места прозвали «Кукушкиной дачей». Здесь собирались уголовники, нищие и бездомные. Частенько в послевоенные годы в заброшенных подземельях находили трупы. Это были жертвы разбойных нападений и преступных разборок. Здесь в 1949 г. немецкими военнопленными, под руководством киевских инжене ров был сооружен Зеленый летний театр. С той поры многие зрители стали проникать на сеансы бесплатно – через подземелья по старой канализации и дренажной системе. К сожалению, спустя двадцать лет театр сгорел от удара молнии [86]. В 80-е и 90-е гг. прошлого века предпринимались неоднократные попытки реконструкции театра, но по непонятым причинам строительные работы постоянно откладывались. То строительные леса 105 рушились, то участились несчастные случаи на стройплощадке. К тому же, здоровье рабочих резко ухудшалось. В иные дни из-за бюллетеней некому было работать. Была вызвана группа специалистов, занимающихся биолокацией. Они обнаружили, что в р-не Зеленого театра находится мощный сгусток патогенного энергетического поля. В году, так, 1990-м, мимо этого места проезжал администратор центра «Миссия» Валерий Н. Неожиданно у его машины заглох мотор. Неведомая сила заставила Валерия направиться к заброшенному театру. Место оказалось абсолютно безлюдным. Хотя рядом и проходила трасса, в пространстве амфитеатра стояла гнетущая тишина. И тут Валерий услышал неведомый голос, который твердил, что это бывший языческий некрополь. Якобы могильник был девять раз осквернен и только девять смертей смоют проклятие. Семеро уже распрощались с жизнью, а двоих еще ждет гибель [87]. Кроме дренажных систем, под Зеленым театром существуют и фортификационные туннели. Большая их часть завалена, заварена и забетонирована. Точная карта подземных коммуникаций этого р-на неизвестна. Возможно, до 1949 г. здесь происходили массовые расстрелы, так как на небольшом участке стены обнаружены многочисленные пулевые отверстия. Существует гипотеза, что Зеленый театр соединен подземным ходом с бывшим зданием НКВД – «Октябрьским дворцом» (нынешним МЦКИ). Всего исследовано три верхних, разделенных линией кладки, яруса. Но по слухам, сооружение «Зеленки» уходит вниз на девять уровней. Интересно, что в 1890-х гг. кладбище Аскольдовой могилы было распланировано на девять погребальных террас [83]. Когда 19 марта 1918 г. на Аскольдовой могиле проводились похороны погибших под Крутами кадетов, известный хор А. Кошица сопровождал 9 платформ возчиков с 18 (9+9) гробами (Л. Проценко). Девять осквернений, девять смертей, девять уровней, девять террас… Считается, что это число загробного мира и Ада, состоящего из девяти уровней. По слухам, в подземельях «Зеленки» скрывается всевозможная нечисть. При отсутствии ветра и сквозняка гаснут свечи – налицо признаки демонического присутствия. На самом последнем и глубоком уровне Зеленого театра располагается «Страшная Гробница», в которой погребен то ли демон, то ли святой из Киево-Печер ской Лавры [88]. Вскрывать ее нельзя, иначе случится что-то ужасное. Во всяком случае, власти активно этому препятствуют. Стоит начать здесь копать, как в самый неожиданный момент появляется охрана. А место раскопок на следующий день заливают бетоном. Согласно легенде, помимо подпорных стен здесь находился замок, где обитал знатный богач со своей дочерью. Замок был разрушен и с тех пор силуэт мужчины, его еще называют «Хозяином», бродит по округе. Бледную фигуру дочери, растворяющуюся в подземелье напротив замурованного тупика, наблюдали даже ремонтники. «Хозяин» достаточно жесток и развлекается тем, что толкает посетителей с балконов театра вниз. Также он искушает на самоубийства, какие здесь часто случаются. С этой местностью действительно связывают ряд необъяснимых смертей. Так в 1976 г. двух молодых людей нашли мертвыми в одной из лож амфитеатра. Еще раньше в парке неподалеку была найдена мертвая девушка, без признаков насильственной смерти. Загадочное самоубийство киевского барда произошло в театре в 1986 г. На глазах друзей со словами: «Мне пора…» – он шагнул с парапета вниз и разбился. Обычно «Хозяин» появляется в образе человека среднего роста в плаще или другой подобной одежде, с капюшоном, который закрывает лицо. Он является хранителем этого места, и всем посетителям следует мысленно поздороваться с ним. Одним дождливым осенним вечером милицейский патруль обходил парк и, как обычно, заглянул на «Зеленку». Приглядевшись, они заметили в зрительном зале стоящего к ним спиной человека. Он был в длинном плаще с накинутым на голову капюшоном. Стражи порядка крикнули незнакомцу, чтобы тот поднялся к ним и объяснил, что здесь делает. Реакции не последовало. Тогда милиционеры решили спуститься сами. Уже внизу у незнакомца потребовали документы – безрезультатно. Тогда патруль, позвякивая наручниками, пригрозил арестом. Незнакомец отреагировал весьма быстро: развернулся и вытянул руки. Секундой позже на его руках защелкнулись наручники. Но каково же было удивление милиционеров, когда металлические наручники просто прошли сквозь руки незнакомца и упали на землю. Патруль еще долго приходил в себя после пережитого шока. Заслуживает внимание облик призрака – длинный плащ с капюшо 107 ном. Изображений волхвов почти не сохранилось. Судя по редчайшей миниатюре Радзивиловской летописи, волхвы одевались в длиннополые балдахины с капюшонами. Может ли «Хозяин» являться призраком древнего волхва? Нечто похожее описал питерский геофизик, кандидат технических наук В. Бондаренко. Еще школьником он собственными глазами видел призрака в подземельях Павловска (расположен в 26 км от СанктПетербурга): «Фигура, одетая в свободный, ниспадающий до самой земли балахон, довольно ярко светилась, но основной свет шел не от нее, а от посоха со светящимся шаром на конце, причем если от самой фигуры свет шел синеватый, то шар излучал более теплый, желтый цвет». По преданию, на месте Зеленого театра (возможно, по краям «Провалья») располагался большой языческий некрополь. Во время строительства останки были осквернены и не перезахоронены с надлежащим ритуалом. Скорее всего, призрак волхва явился из потревоженной могилы. Следующая история также связана с блюстителями порядка. Милицейский патруль обходил окрестности Зеленого театра. Вдруг из лаза неподалеку раздался странный крик. Включив фонарики, стражи порядка стали осторожно пробираться по подземелью. Никого не обнаружив, они поняли, что заблудились. Сколько они там блуждали и что видели – об этом история умалчивает. Известно, что блуждали милиционеры долго и увидели что-то ужасное. Во всяком случае, успели расстрелять весь свой боезапас. Рация под землей не работала, и когда они, наконец, выбрались на поверхность, один из патрульных обнаружил, что потерял в подземелье портмоне. В нем находилась фотография его сына. Сын почему-то после этого случая заболел и через год оставил этот мир, несмотря на все усилия медиков. Мой знакомый Д. поведал такую историю. Его товарищ, увлеченный экстрасенсорными практиками, исследовал аномальные зоны Киева. Как-то поздним вечером 1985 или 1986 он посетил «Зеленку». Вооружившись освященной свечой, он забрался под старую сцену театра. Вскоре экстремал ощутил присутствие какого-то незримого существа. Из глубины на него надвинулась жуткая тень, более чер ная, чем окружающая тьма. Тень задула свечу и обдала непрошеного гостя ледяным холодом. Всех, кто пытается проникнуть в пещеры Зеленого театра, охватывает дикий страх. Говорят, что периодически в этом р-не открываются порталы в иное измерение. Это случилось в 1996 г. Был дождливый осенний вечер, когда группа подростков решила переждать непогоду в одном из подземелий. Этот лаз был плохо исследован. Ребята продвинулась метров на 50, пока не увидели шумящий поток воды и дыру за ним. Все потоптались и развернулись обратно. А потом оказалось, что ни дыры, ни хода дальше нет, да и не было никогда. Ходят байки, что руины Зеленого театра умеют «говорить»: в полночь из подземелий слышен странный гул и доносится многократно повторенный выкрик: «Ура!». Подобное явление носит название «родосское чудо» и даже изучается учеными. Говорят, что это законсервированные в подземельях звуки битв, проходивших под Киевом в XV-XVII вв. [89].

Аскольдова могила и Лыбедь

Неподалеку от Зеленого театра находится еще одно аномальное место – Аскольдова могила. Она располагается между Долгой Нивой, Набережным шоссе, парком Вечной Славы и Мариинским парком и включает в себя часть днепровских склонов. За полвека до постройки театра об этой местности уже ходили мрачные легенды. Газета «Киевлянин» за январь 1898 г. описывает события, происходившие неподалеку от Аскольдовой могилы: «Дня 6-го января рядовой Черниговского полка Симеон Виноградов нес караульную службу. Ему выпало стоять на часах ровно в полночь. Внезапно караульное помещение было разбужено беспорядочною ружейною пальбою. Бросившиеся на пост поручик Жеромский и двое рядовых увидели часового Виноградова, стреляющего и вопиющего: «Чингисхан! Чингисхан!». Узнав товарищей, Виноградов стал кричать: «Смотрите же! Вон через Днепр на Киев по льду движется армада Чингисхана! Видите всадников? Их копья? Слышите крики татар?». Поручик Жеромский решил, что рядовой Виноградов сошел с 109 ума, и приказал его тихонечко скрутить. К Виноградову был призван полковой врач, поставивший неутешительный диагноз». Через месяц поручик Жеромский был изловлен на Крещатике в одном нижнем белье. Он размахивал саблей и орал: «Чингисхан идет на Киев! Рятуйся!» [89]. До середины 30-х гг. XX в. в р-не Аскольдовой могилы – на горе Угорской, существовало небольшое кладбище. Оно состояло из 70 склепов и 2 тыс. могил. После революции кладбище было снесено и над ним разбит парк отдыха. Дважды автор сталкивался с фактами, позволяющими предположить о наличии здесь некой патогенной силы. Севернее церкви-мавзолея я обнаружил два необычных дерева, растущих рядом на террасе. По листьям было легко определить, что это каштаны. Количество «раковых» наростов на стволах просто не укладывалось в голове. Наросты полностью покрывали стволы каштанов, отчего они больше походили на огромные плоды кукурузы. Как известно, подобные аномалии образуются из-за мощной патогенной энергетики, идущей из-под земли. – Ты чувствуешь? – Да! – со страхом прошептала она. После этого мы поспешили покинуть негостеприимное место. В этой местности находится множество подземелий. Дренажная система в р-не Аскольдовой могилы одна из самых протяженных – более 10 км. Она имеет большое количество входов, развилок и вентиляционных колодцев. Берега Лыбеди еще с прошлого столетия считаются патогенной зоной. Эта река протекает через такие экологически «грязные» объекты, как Центральный и Южный вокзалы, Автовокзал, Первый киевский молокозавод, «Киеврезина», кондитерскую фабрику, маргариновый завод, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. Странно, но практически все истории, связанные с этой речкой, несут отрицательный смысл. Лыбедь 110 издревле ассоциировалась с болью и насилием, а в наше время – с чем-то нечистым и аномальным. По преданию, речка появилась из слез Лыбеди – дочки киевского князя. Она была прекрасной, как майское солнце, но гордой как темная ночь. Принцы и князья долго просили ее руки, но княжна и слышать не хотела: «Не пойду и все!». Лопнуло терпение королевичей, подпоясали они мечи булатные, сели на своих верных коней и разъехались. Пусто стало в княжеском дворце и загрустила Лыбедь. Прошло несколько лет – умер князь, пришел другой. Княжна вынуждена была покинуть дворец. Построила себе Лыбедь терем на холме за Киевом. Но тоскливой стала ее одинокая жизнь. Днями и ночами плакала Лыбедь, пока из ее слез не пошел ручеек, который и назвали именем своенравной княжны. Холм, на котором жила Лыбедь зовется теперь Девич-горою [90]. Девич-гора – это отрог рядом с Лысой горой. Киевский поэт А. Подолинский посвятил ему целую поэму, где рассказывалось о таинственной деве-отшельнице, в честь которой холм и получил свое название. На Девич-горе находилось с. Предславино – между ул. Физкультуры, Б. Васильковской, Димитрова и юго-восточной границей р-на, а также от этого места до ул. Ковпака. Легенда о своенравной княжне имеет свой исторический аналог. В конце X в. на левом склоне речной долины поселилась покинутая жена князя Владимира – половецкая княжна Рогнеда. За свой строптивый нрав княжна содержалась здесь безвыездно до конца дней своих. После смерти Рогнеды-Гореславы усадьбу у Лыбеди наследовала ее дочь Предслава, именем которой и было названо близлежащее село [91]. В память о печальной красавице влюбленными было принято встречаться на берегах Лыбеди. В хуторах, расположенных вдоль Лыбеди, в середине XVIII в. прятались от преследований отряды гайдамаков. Отсюда, еще в течение нескольких лет, они продолжали совершать свои набеги [92]. В середине XIX в. здесь у Васильковской заставы существовали многочис-XIX в. здесь у Васильковской заставы существовали многочис- в. здесь у Васильковской заставы существовали многочисленные игорные дома. В конце XIX в. на ул. Ямскую (Батыевскую) над Лыбедью с Андреевского спуска были перенесены дома терпимости [93]. Здесь же существовал арестантский работный дом. После реконструкции канализационной сети в 1909 г. основные стоки переориентировали к Лыбеди – там размещались отстойники. Сейчас Лыбедь с удовольствием посещают местные бомжи – купаются в ее мутных водах и собирают вдоль берега пустые бутылки. В наше время пойма Лыбеди считается опасной биопатогенной зоной. Со строительством Киевского водохранилища лысогорский рукав (р-н Надднепрянского шоссе), в который впадала Лыбедь, был ликвидирован. Таким образом, речка, лишенная естественных стоков, превратилась в грязное застойное болото. Загрязненность Лыбеди стала притчей во языцех. Только в р-не утвержденного Киеврадой памятника «Природное русло реки Лыбедь» скопились горы мусора. Сюда к Лысой горе свозят мусор с Печерского и Голосеевского р-нов.


Назад----- Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU