ПЕЧЕРСК


ГРАФФИТИ И ЛЕТОПИСЬ

ГРАФФИТИ И ЛЕТОПИСЬ

Средневековые надписи Софии Киевской

Глава VII

1 С. А. Высоцкий. Древнерусские надписи Софии Киевской XI — XIV вв., стр. 127.

ГРАФФИТИ И ЛЕТОПИСЬ. Ранее среди софийских граффити нами были выделены две группы надписей, имеющих отношение к летописанию: записи, содержащие прямые аналогии в летописи, и граффити, напоминающие летописный текст различными терминами, именами исторических лиц, языковыми особенностями, титулатурой и т. д.1 Если указанные граффити расположить в хронологическом порядке, то они представят собой как бы страничку из эпиграфической летописи, которая в настоящем издании пополнилась новыми находками.

2 Дата 1032 г. (№ 1) не приводится здесь, как относящаяся к греческой надписи.


3 Повесть временных лет, т. I, стр. 104.


Граффити Киевской Софии

[В лето] «6550 (1042 г.)»2. Дата без текста [В лето 6559 (1051 г.)] «Месяца априля в 9 день поставлен бысть владыка...»

«В лето 6560 (1052 г.) марта в 3-е розгремелось в 9 час дне, было же то на святого мученика Евтропия».

«В лето 6562 (1054 г.) месяца феврари в 20-е успение царя (цесаря) нашего...»


Летопись


«В лето 6559. Постави Яро-славъ Лариона митрополитомь русина въ святей Софьи, со-бравъ епископы»3.


4    ПСРЛ, т. II, Ипатьевская летопись. М., 1962, стлб. 149. 150.

5    Или, ВОЗМОЖНО,' 6586 (1078 г.).


[В лето 6584? (1076 г.)]5 «4 лета княжил Святослав... месяца марта дня руга вдана... в неделю в память (?) о том Святославе, аминь».


«В лето 6562... Преставися князь Руский Ярославъ... Ярославу же приспе конець житья и предасть дупло свою месяца февраля в 20 в суботу I недели поста»4.

«В лето 6584... въ се же лето преставися князь Святославъ месяца декабря въ 27 день от резанья жельвеи и поло-женъ бысть в Чернигове у святого Спаса, а княжилъ 4 лета»6.


в ПСРЛ, т. ххх, Владимирский летописец. М., 1965, стр. 49. Аналогичная приписка о княжении Святослава читается в Тверской летописи.


[В лето 6599? (1091 г.)]«месяца августа в 22 преставися раб божий Лука епископ блаженный Белгородский».

[В лето 6601 (1093 г.)], «в великий четверг рака положена бысть, а то Андрея русьского князя благого, аДмитрписал, отрочка его, месяца априля в 14...»


7 Повесть временных лет. т. I, стр. 141,

142.


«В лето 6601, индикта 1 лето, преставися великий князь Все-володъ, сынъ Ярославль, внук Володимерь, месяца априля в 13 день, а погребенъ бысть 14 день, недели сущи тогда страстней и дни сущю четверку, в онь же положенъ бысть въ гробе в велицей церькви святыя Софья»7.


8 Повесть временных лет, стр. 143.


8 ПСРЛ, т. IX, Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965, стр. 151.


»° ПСРЛ, т. II,

Ипатьевская летопись, стлб. 289-


11 ПСРЛ, т. X, Патриаршая или Никоновская летопись, стр. 103.


[В лето 6601 (1093 г.)] «приде князь Святополк...»


[В то же лето 6601] «и ми-нувшю велику дни, прешед-ши Праздней недели, в день антипаскы, месяца априля въ 24 день, приде Святополкъ Кыеву»8.


[В лето 6605 — 6621 (1097 — 1113 гг.)]. «Месяца декабря в 4-е створиша мир на Желя-ни: Святополк, Володимир и Ольг».

[В лето 6630(1122 г.)] «Месяца октября в 15-е принял Никита. Судило писал».

[В лето 6633 (1125 г.)] «Месяца мая в 19 [день преставися благоверный князь] Володи-ми[р Мономах]».


«В лето 6530. Того же лета прще митрополитъ изо Царя-града въ святую Софею име-немъ Никита, на Шевъ и всей Руси»9.

[В лето 6633]. «Преставися благоверный и благородный князь, христолюбивый князь всея Руси Володимирь Моно-махъ... сего преставление бысть майя въ девятии на десять и спрятавше тело его по-ложиша оу стен Софье въ (о)ть-ца Всеволода»10.


«В лето 6-(тысяч)ное 647-е...» (1139 г.) Дата без текста. [В лето] «6705-е...» (1197 г.). Дата без текста.

«В лето 6729 (1221 г.) преставися раб божий подъяк Петр...»

[В лето 6741? (1233 г.)] «Месяца ноября в 27 день преставися раб божий митрополит Кюрило...»

«В лето 6765 (1257 г.) месяца априля въ 6...»


«Того же лета (6741) преставися блаженный Кирилъ митрополитъ Шевьскш и всеа Руси, родом же бысть Гре-чинъ изъ Ниюа, книженъ же бысть и философ велш»11.


12 Г. Е. Кочин. Материалы для тер* м миологического словаря древней России. М.— Л.. 1937, стр. 47.

13 Патерик Киево-Печерского монастыря, стр. 10.

14 Я. Я. Щапов. Туровские уставы XIV в. о десятине.— Археографический ежегодник за 1964 год. М.. 1965, стр. 252, 272.

«В лето 6 [тысяч]-ное 7 [сот]-ое 67-е...» (1259 г.) Дата без текста.

«В лето 6793 (1285 г.) преста-вися раб божий Захария, месяца февраля в [17] день на память святого Федора Ти-рена в субботу...»

Сходство граффити, как видим, с летописными записями совершенно очевидно. Некоторые из них повторяют, уточняют или дополняют летописный текст. Особенно схожи записи о поставлении владыки, смерти Ярослава Мудрого, громе 3 марта 1052 г., мире на Желяни, митрополите Никите, который в 1122 г. «приял» киевскую митрополию — Софию, и др.

Из надписей, дополняющих летописные известия, значительный интерес представляет граффито о поставлении владыки: «Месяца априля в 9 день поставлен бысть владыка...» (№ 7). К сожалению, конец надписи с именем владыки не сохранился. Граффито, несомненно, сообщает о возведении в сан митрополита киевского, возможно, Илариона — писателя и проповедника, автора «Слова о законе и благодати...». В пользу подобного толкования надписи свидетельствует следующее. Слово «владыка» во времена Киевской Руси и несколько позже употреблялось по отношению к епископам, архиепископам и киевскому митрополиту12. В Киево-Печерском патерике упоминается, например, что при освящении Успенского собора Печерского монастыря 14 августа 1089 г. присутствовавшие обратились к киевскому митрополиту Иоанну со следующими словами: «От тебе, владыко, прислашй пришедъ глагола нам, яко 14 августа освящается церкви Печерськая»13.

Сохранившиеся письменные источники словом «владыка» чаще называют епископов, что объясняется следующим. На Руси было около 14 епископий, число которых то увеличивалось, то уменьшалось, киевская же митрополия была одна. С епископиями была тесно связана повседневная экономическая жизнь. Ими осуществлялся сбор десятины, церковный суд, контроль за торговыми сделками и т. д. Все это нашло отражение во многих письменных источниках14. Поэтому в них владыками чаще называются епископы. Учитывая, что событие, упо-

16 Макарий. История русской церкви, т. I, изд. 3. СГ16., 1889, стр. 267—268.

1в А. И. Пономарев. Памятники древнерусской церковноучительной литературы, вып. II, ч. 1. СПб., 1896, стр. 58, 59.

17 П. С. Билярский. Состав и месяцеслов Мстиславова списка евангелия. — Известия Общества русского языка и словесности, т. X, вып. II. СПб., 1861, стлб. 119;

Повесть временных лет, т. II, стр. 375, 376 (комментарий Д. С. Лихачева к статье 1037 г.).

18 Повесть временных лет, т. I, стр. 104; ПСРЛ, т. I, Лаврентьевская и Суздальская летописи по Академическому списку. М., 1962, стлб. 315, 445.

минутое в надписи, происходило в митрополичьем Софийском соборе, нельзя сомневаться, что владыкой в нем назван митрополит киевский. В пользу такого утверждения говорит и то, что в надписи речь идет о «поставлении владыки». На митрополичью кафедру собора можно было поставлять только митрополитов, а никак не епископов. Что касается последних, то в Софийском соборе их могли только «рукопологать», а постав-ление «настолование», или интронизация, должно было происходить в епископском соборе либо в специально построенной в Киеве еще во времена Ярослава Мудрого церкви Георгия15. Относительно этого сохранилось убедительное свидетельство «Проложного сказания об освящении церкви Георгия перед вратами св. Софии», где говорится: «...се всхоте (Ярослав Мудрый.— С. В.) создати церковь в свое имя святого Георгия... и тако вскоре конча церковь... и сотвори в ней настолование, новоставимым епископам...»16. Дата освящения Георгиевской церкви в Киеве — 26 ноября — читается уже в месяцеслове Мстиславова евангелия 1117 г., что подтверждает древность приведенного сообщения17.

На основании сказанного ясно, что поставлять епископов в Софийском соборе не было никакой необходимости, да это и противоречило бы каноническим правилам.

Известно, что киевские митрополиты на протяжении XI — XIII вв. освящались в Византии, поэтому поставление, о котором идет речь в надписи, следует отнести к тем редким случаям, когда митрополиты были поставлены собором русских епископов без санкции константинопольского патриарха. Таких случаев известно три: в 1051 г. был поставлен упомянутый Иларион, 27 июля 1147 г.— Климент Смолятич и 6 января 1224 г.— Кирилл18. Учитывая, что дни и месяцы поставления двух последних митрополитов не совпадают с указанными в граффито, остается предположить, что речь в надписи идет о «русине» Иларионе. В таком случае надпись на стене Софийского собора дополняет летописное известие 1051 г. об этом событии днем и месяцем поставления Илариона. Но подобное утверждение, в свою очередь, требует уточнения. В древней Руси поставление иерархов церкви довольно часто приурочивалось к какому-нибудь празднику или воскресенью.

Встречаются, правда, и отклонения, связанные с теми или иными конкретными обстоятельствами. Так, в «Повести вре-

1а Повесть временных лет, т. I, стр. 185.

20    И. У. Будовпиц. Словарь русской, украинской, белорусской письменности

и литературы до XVIII в. М.,

1962, стр. 82.

21    ПСРЛ, т. I, Лаврентьевская и Суздальская летописи

по Академическому списку, стлб. 290.

22    И. Г. Бережков. Указ, соч., стр. 42.

23    И. У. Будовниц. Указ, соч., стр. 91.

менных лет» под 6613 (1105) годом читаем о доставлении епископа Мины следующее: «Том же лете постави Мину Полотьску, декабря въ 13 день»19. В 1105 г. 13 декабря приходилось на среду. В этот день не было никакого значительного праздника20, а всего лишь память малоизвестного Евсхимона. Другой подобный пример читается под 6622 (1114) годом в Лаврентьевской летописи: «Тем же летом поставиша Кирила епископом, месяца ноября въ 6 день»21. В 1114 г. 6 ноября было в пятницу. Надо еще учесть замечание Н. Г. Бережкова о том, что обозначение 1114 г. в Лаврентьевском списке летописи сделано по ультра-мартовскому стилю, следовательно, 6 ноября по мартовскому стилю приходилось на четверг22. 6 ноября не было никакого праздника, а всего лишь память Павла23. Таким образом, поставление епископов и митрополитов, когда того требовали обстоятельства, могло происходить и в обычные, не праздничные дни. Может быть, поэтому поставление 9 апреля, о котором говорится в граффито, в 1051 г. приходилось на вторник. Событие действительно было необычное: впервые в церковной практике Киевской Руси собором русских епископов в митрополиты поставлялся «русин» Иларион.

В письменных источниках нет достаточно сведений о том, существовала ли на Руси повторная церемония поставления в Софийском соборе митрополитов-греков, посвященных в Константинополе. Обычно летопись о прибытии нового митрополита сообщает словами «приде митрополит». Под 6612 годом в летописи есть, правда, упоминание о Никифоре, который прибыл на Русь 6 декабря, а 18-го «Никифор митрополит на столе посажен». Идет ли здесь речь об интронизации, сказать трудно, так как летописец обычное в таких случаях слово «поставлен» заменил довольно невыразительным «посажен».

Между тем среди софийских граффити встречена запись, которая, как нам кажется, проливает свет на этот вопрос. В ней говорится о приходе митрополита-грека Никиты в 1122 г. в Киев, в Софийский собор. Напомним чтение этой надписи: «Месяца октября в 15-й день принял Никита, Судило писал» (№ 112). Судя по граффито, Никита попросту «принял» киевскую митрополию. Слово «поставлен» здесь также не фигурирует, значит автор не имел в виду торжественного акта интронизации.

г* Б. А. Рыбаков. Запись о смерти Ярослава Мудрого.— «Советская археология», 1959, № 4, стр. 245—249;

С. А. Высоцкий. Древнерусские надписи Софии Киевской XI — XIV вв.,

№ 8.

25 Ультрамартовский стиль, по Н. Г. Бережкову, появляется с 20-х годов XII в. (Н. Г. Бережков. Указ, соч., стр. 16).

20 Б. А. Рыбаков. Запись о смерти Ярослава Мудрого, стр. 245—249.

27 В. Шмчук.

«С. А. Высоцкий. Древнерусские надписи Софии Киевской XI — XIV вв.», стр. 89.

Из граффити, уточняющих летописные известия, пожалуй, одним из интереснейших и важных является надпись о смерти Ярослава Мудрого24. Дата его смерти 20 февраля 1054 г. на протяжении долгого времени считалась некоторыми исследователями сомнительной. Вплоть до настоящего времени вопрос оставался нерешенным, да и вряд ли он мог быть разрешен, если бы не находка нового письменного источника на стене Киевской Софии: «В лето 6562 (1054) месяца февраля в 20-е успение царя нашего...» Граффито датировано по сентябрьскому или ультрамартовскому стилю, поэтому редукция даты для февраля по мартовскому стилю, которого придерживались летописцы в XI в.25, дает 1055 г. (6562—5507 = 1055). Граффито, таким образом, подтверждает указание Ипатьевской летописи, помещенное под 1054 годом: «...Ярославу же приспе конец житья и предасть дупло свою месяца февраля в 20 в суботу первой недели поста». Противоречивые мнения, высказывавшиеся исследователями относительно даты смерти Ярослава Мудрого, объясняются тем, что в разных списках летописи по-разному сообщалось об этом событии. Наибольшую путаницу вносило то, что в 1054 г. на 20 февраля приходилась не суббота, а воскресенье и что «Федоров день», упоминавшийся ошибочно в некоторых списках как день смерти Ярослава, отмечался 17 февраля. Б. А. Рыбаков объясняет все эти противоречия тем, что Ярослав Мудрый умер ночью 20 февраля с субботы на воскресенье26.

В непосредственной близости от записи о смерти Ярослава Мудрого находятся еще три граффити: точно датированная запись 1052 г., монограмма, состоящая из двух глаголических букв (в кирилловской транскрипции) МК под титлом, что, возможно, означает «Мудрый князь»27, и греческая не прочитанная до сих пор надпись. Как кажется, эти записи имеют отношение к надписи о смерти Ярослава Мудрого. Особенно это касается записи 1052 г. и греческой. Содержание надписи 1052 г. долгое время оставалось не вполне понятным. Запись была сделана «В лето 6560 марта в 3-е...». Если автор ее придерживался мартовского летосчисления, то событие произошло в самом начале 1052 г. Из-за повреждения штукатурки плохо читается слово в третьей строке. Ранее мы полагали, что здесь речь идет о каком-то разгроме или разорении. Другие исследователи читали это слово как «розградиша». Более убедительное чте-

2Ь В. Шмчук.

«С. А. Высоцкий.

Древнерусские

надписи

Софии Киевской XI—XIV вв.». стр. 88.

39 Жития святых на русском языке, изложенное по руководству Четьих миней св. Дмитрия Ростовского, кн. 7-я, стр. 74.

30 М. A. Andreeva. Указ, соч., стр. 430.

31    В. 11. Перетц. Материалы к истории апокрифа и легенды. К истории Громника. СПб., 1899,

стр. 32—36.

32    М. A. Andreeva. Указ, соч., стр. 447.

ние этого слова было предложено В. Нимчуком: «розъгръме(л)» или «розъгръмле(ся)», т. е. «розгремелся», «розгремелося»28. В целом надпись можно читать так: «В лето 6560 (1051 г.) марта в 3-е розгремелося в 9 час дня, а было же то на святого мученика Евтропия». Очень необычно в надписи то, что из семи строк текста шесть отведено датировке события. Сообщается год, месяц, число дня, час и, наконец, что это день памяти мученика Евтропия. Это самая расширенная датировка среди софийских граффити.

Летописи, как известно, довольно часто сообщают о различных явлениях природы, в том числе о громе. Но почему о громе 1052 г. автор граффито сообщает как о каком-то чрезвычайно важном событии? Неужели только потому, что это был ранний весенний гром в марте? Несомненно, написав о громе на стене собора, автор имел в виду какую-то скрытую, сокровенную мысль. Возможно, он сделал запись под впечатлением известных ему подробностей из жития святого Евтропия. Это требует объяснения. Евтропий и Клеоник (родные братья из города Капподокии) и Василиск (племянник Федора Тирена) были привлечены правителем города Амассии (Малая Азия) к ответственности за принадлежность к христианской религии. Во время допросов и пыток Евтропий обратился к богу с просьбой показать свою силу и покарать язычников. И тогда «вдруг загремел гром, заколебалась земля, содрогнулось капище, и правитель со всеми выбежал из храма»29. Автор надписи из Софии, несомненно, знал эти эпизоды из жития Евтропия, и поэтому его могло поразить не столько то, что гром был в марте, сколько то, что он совпал с днем памяти Евтропия.

Еще более вероятной представляется нам следующая причина написания граффито. В Византии в рассматриваемое время были распространены гадальные книги — «Громники», в которых в зависимости от того, в какой месяц, день, ночью или днем гремел гром, делались разнообразные предсказания30. «Громники» были известны и на Руси. Некоторые из них дошли до нашего времени в переводах XV—XVI вв.31 Наиболее значительное место в «Громниках» занимают предсказания относительно урожая, эпидемий, стихийных бедствий, войн и т. д. Но особое место в них отводится предсказаниям о смерти «великого мужа» или царя32.

33 Повесть временных лет, т. I, стр.

196.

31 ПСРЛ, т. IX, Патриаршая или Никоновская летопись, стр. 151.

35 М. Д. Приселков. История русского летописания X - XV вв. Л.,

1940, стр. 81.

3“ Остромирово евангелие 1056—1057 гг., стр. 294, 295.

Древнерусские письменные источники, как известно, уделяют много внимания различным приметам-знамениям. Среди них главное место занимают такие, как затмение солнца, луны, появление комет и т. д. Реже упоминается гром. Свое отношение к подобным явлениям природы летописец высказывает словами: «Се же бывают знаменья не на добро»33. Затмение солнца 19 марта 1113 г., по мнению летописца, предвещало смерть киевского князя Святополка Изяславича. Знамения, отмеченные летописцем под 1122 годом в марте, «въ солнце... и въ луне» предшествуют записям о смерти княгини, супруги Мстислава и епископа Юрьевского Данила34.

В «Слове о полку Игореве» затмение солнца было приметой, которая, как полагал автор, указывала на поражение князя Игоря.

На основании сказанного вполне вероятно усматривать в надписи 1052 г., сделанной на стене собора, знамение, которое в соответствии с гадальными книгами предвещало какое-то важное событие. Учитывая то, что рядом с этой записью через два года была сделана другая — об «успении царя нашего», можно предположить, что гром 3 марта 1052 г. предвещал смерть Ярослава Мудрого.

Рядом с записью о смерти Ярослава Мудрого, как упоминалось, находится непрочитанная греческая надпись. Возможно, что это либо молитва, либо выписка того места греческого «Громника», которое соответствовало данному событию.

В надписи о смерти Ярослава Мудрого большой интерес представляет царский титул, употребленный автором по отношению к киевскому князю. В свое время М. Д. Приселков выдвинул гипотезу о том, что Ярослав Мудрый в 1037 г. принял императорский титул35. На основании материалов софийских граффити представляется возможность сделать более обоснованные выводы относительно великокняжеской титулатуры XI в. Титул великого киевского князя времени Ярослава Мудрого, его сыновей и внуков, как казалось, был очень прост. В приписке к Остромирову евангелию Изяслав Ярославич назван «Изяславоу кънязоу»36. «Князь руськи» — так называет Ярослава Мудрого Ипатьевская летопись в известии о его смерти под 1054 годом. Андрей-Всеволод Ярославич назван в настенной записи собора «роусьскыи кънязь», а Олисава — супруга Изяслава Ярославича, мать Свято-

я7 II. Н. Розов. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в.— «Slavia» — Casopis pro slovanskoi filologii, гос. XXXII <1963), ses 2. Nakla-datelstvi Ceskosloven-ske akademie ved 1963, стр. 163, 164, 175.

я8 P. В. Зотов.

О черниговских князях по Любец-кому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. — Летопись занятий археологической комиссии, IX, отд. I. СПб., 1893, стр. 24.

39 В. П. Андрианова-11 еретц. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI - XIII веков.

Л., 1968, стр. 18.

полка —«русьскыи кънягыни». Современник Ярослава Мудрого писатель Иларион в своем «Слове о законе и благодати» называет Владимира Святославича «великим каганом нашей земли», а Ярослава Мудрого — «благоверным каганом»37.

Не встречая в письменных источниках по отношению к киевскому князю титула каган, можно было бы полагать, что Иларион употребил его просто для усиления репрезентативного содержания похвалы Владимиру и Ярославу. Но указанные титулы «каган» и «царь» встречаются и среди софийских граффити. Например: «Спаси, господи, кагана нашего» (№ 13). Трудно сомневаться в том, что в данном случае титул кагана употреблен не по отношению к великому киевскому князю. Надпись сделана почерком XI в. на фресковом изображении св. Николая, и поэтому особа, к которой относился титул, скорее всего должна была иметь крестильное имя Николай. Как известно, крестильное имя самого Ярослава Георгий, а из его сыновей только один Святослав имел крестильное имя Николай38. Следовательно, указанный в граффито титул кагана относился к Святославу Ярославичу, о чем свидетельствует большая буква С, написанная рядом.

Можно наблюдать любопытную закономерность: Владимир Святославич назван «великим каганом», его сын Ярослав Мудрый — «благоверным каганом», сын Ярослава — Святослав — «каганом». Следует заметить следующее: отец Владимира — Святослав Игоревич был, вероятно, первой особой среди киевских князей, которая носила этот титул, как победитель Хазарского каганата. На основании всего сказанного возникает вопрос: не передавался ли титул кагана по наследству?

В. П. Андрианова-Перетц, исходя из того, что Святослав Ярославич, судя по надписи в Софийском соборе, носил титул кагана, идет еще далее и делает важный вывод относительно одного темного места в «Слове о полку Игореве», а именно: «Рек Боян и Ходына Святославля песнотворца старого времени Ярославля, Ольгова коганя хоти». Автор предполагает, что титул кагана по традиции мог относиться и к сыну Святослава — Олегу, который кроме Тмутаракани владел и «всей Хазарией»39.

Что же касается царского, или цесарского, титула по отношению к киевскому князю, то среди письменных источников XI в. он зафиксирован только в надписи на стене Софийского

40 В. Л. Янин. Актовые печати древней Руси X - XV вв., т.

I. М., 1970, стр. 17, № 25; стр. 20,

21, № 31.

41 Повесть временных лет, т. I, стр. 26.

42 Там же, стр. 41.

43 Н. Н. Розов.

Указ, соч., стр. 164.

44    Д. С. Лихачев. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.— Л., 1947, стр. 115—123.

45    Там же, стр. 120.


Назад Вперед







© Copyright 2013-2015

пишите нам: webfrontt@gmail.com

UA | RU