ПЕЧЕРСК
Поэма Павла Молчальника на греческом языке с переводом латинским и Дю-Канжево изъяснение оной иод названием-. Descriptio Ecclesiae sanctae Sophiae Conslantmopolitanae etc. напечатано в собрании византийских историков при конце «Истории» Иоанна Киннама, в Венеции 1729 г., в лист. Но недавно (1822 г. в Лейпциге) профессором Фридер, Грефе (Graele) издана сия поэма гораздо полнее и исправнее. Сам Дю Канж в книге своей Consiantinopolis Christiana, издан, в Венеции 1729 г., в лист, поправил во многом свое описание сей церкви, изданное при упомянутой поэме, и присовокупил план и фасад. Между византийскими описаниями сего храма замечательно также довольно пространное одного неизвестного сочинителя XI в., выше уже упомянутое, изданное в Париже 1664 г, Франциском Комбефнсом in Originum Consianiinopolitanarum manipulo и Анселмом Бандурием в Венеции 1729 г. в книге его Imperium Orientate (tom I), где много любопытных замечаний о сем храме выписано и из новейших путешественников: Жиля, Грелота и других. Из византийских историков, сверх вышеупомянутых, многое также описали Агафий (кн. V), Евагрий (кн. VI), Никифор Григорас (кн. VII и XV) и другие.*
Французского фута 5240 частей составляют 2661 русского аршина. Следовательно, длина церкви сей будет равна около 122"аршин, ширина 108 с небольшим, вышина от полу до арок с лишком 70, поперечник купала около 38, вышина всей церкви с лишком 91 аршин. Но Понселен Де Ла Рош Тил га к в книге своей Chebd ’Oeuvres de lAntiquite sur les beaux-arts, издан, в Париже в 1784 г., на стран. 192 полагает длину в 270, а боковую только южную длину в 240 футов Разность может быть оттого, что Жиль не включал в меру церкви длину алтаря.
Так свидетельствует Прокопий в I главе I книги о зданиях Иустиниа-новых при описании Софийского храма. Литра, или фунт греческий, равен 72 русским золотникам.
В Киеве не один Софийский собор украшен был мозаикою. Таким же украшением вчутри одет был и Золотоверхо-Михайловский монастырский собор, коего в алтаре доныне уцелела одна мозаическая под сводом карнизная полоса Прочая, осыпавшаяся, мозаика сохраняется великими кучами в ризнице В развалинах древних киевских церквей по многим местам находят также кучи мозаики
В вышеупомянутой книге, стран. 195.
ПАТЕР IKON, a bo Z у wot у ss, Oycow Peczarskich, druk. w Kijowie, 1635 rok, kart. 181.
Georgii Codini Curopalatae de Ofpciis Magnae Ecclesiae et Autae Con-■ anunopolitanae cum commentsriis Jacobi Grctseri, edit. Venctiis, 1729 in fol.
Vid. Josephi Bingham і Origines sive Antiquitates Ecclesiosticae. Lib. VIII, cap. VI, § XVI, edit. Halae 1727, tom. Ill, pag. 229. Там приведены и свидетельства о сем церковных писателей.
Иовогородский Летописец по Татищеву списку, капеч. во 2 части про-лолжения Древней Российской Вивлиофики в С. П. Б., 1786 г.( стран. 343.
Несоблюдение единства в сей картине замечается важным недостатком вкуса в художниках.
Stritteri Memoriae Populorum, edit. Petropoli, 1771—1779, tom II, pag. 963 et sq.— Но митрополитом его помянутые историки не именуют, а только наши русские писатели, о чем см. ниже.
Georgii Codini Curopalatae de Officiis Magnae Ecctestae et Aulae Const antinopolitanae, edit Yen et і is in fol., 1729, pag. 345; Joseph І В in gh ami Ori-gines Ecclesiast. Vol 111, lib. IX, cap. 7, edit. Halae, 1727.
Шлецер в сводном Несторе своем, русск. перевод., часть III, издан, в С. П.Б. 1819, стран. 445; История Росс. Государства, издан. 2, том I, при меч. 395', Татищева Росс, истор., часть II, стран. 404.
См. Нестор, по Кенигсбергскому списку, страл. 87; Синопсис Киев
ский, издан. 1823 в Киеве, стран. 55.
Новгородская летопись по Татищеву списку, напеч. в Продолжении Древней Российской Вивлиофики, часть 2, С. П. Б., 1786, стран. 319.— Но у Нестора (стран. 85) вместо епископы сказано попы Корсунские.
й Нестор., стран. 79, 81, 82, 83, 84, 90; Степенная Книга, издан, в Москве 1775, часть I, стран. 144, 145; Никонова летопись, издан, в С. П. Б., 1767, часть I стран, 103; Синопсис Киевский, издан, в Киеве, 1823, стран. 56.
Codinus et Bingham 1. с.
Татищева Росс, истор., част. 2, стран. 79 н ПО.
ПАТЕР IKON, abo Zywoty ss. Oycow Pieczarskicb, напечат в Киево-Печерской Лавре, 1635, от стран. 179; Палинодии часть III раздела 2, артикул 1,— Сия книга сочинена в 1621 г. архимандритом Киево-Печерским За-хариею Копыстенским и сохраняется рукописным подлинником за подписа--неч сочинителя в Киево-Печерской Лавре.
Naruszewicz, Historya Narodu Polskiego od poczatka chrzescianstwa, w Warszawie, 1 /80— L786, tom IV, k. 263 і nast. і tom VII, k. 43.— Адемаро-вы слова следующие; «Post paucos dies Graecus Episcopus in Russiam venit, et medietatem ejus Rrouinciae conuersit, et morem Graecum in barba crescenda et caeteris exemplis adduxit.
Синопсис Киевский, издан, киевск., 1823, стран. 54.
Подлинная медаль сия находится ныне в императорском Эрмитаже в С.П.Б., а снимки с нее оловянные, бронзовые и гипсовые находятся у многих частных людей. Печатные с нее рисунки можно видеть в журналах Соревнователе Просвещения, Отечественных Записках, и Вестнике Европы 1822 и 1823 и проч. годов, но медаль сия доныне еще нс изъяснена достоверно. Подробнейшее, но также гадательное только изъяснение опой в 1824 г. на латинском языке диссертацией издал дерптский профессор Карл Морген-штерн и того же года там же еще профессор Франке на немецком языке.
Jacobi Gretseri Commentar in lib г. Codini de Officiis Mag пае Ecclesia et Aulae Constantinopolitanae, cap. VI, not. 25, Venetiis, 1729, in fob, pag. 74.
11 Fridcr. Matthaei accurata Codicum Graecorum Mss. Bibliothecarum Mosquensium SancUssimae Synodi notitia et recensio. Lipsiae 1805, tom I, № 355, pag, 236.
Никонова летопись, часть I, издан, в С. П. Б., 1767, стран. 191.
История Росс. Государства, издан. 2, часть I, прим. 160.
В Хронологии митрополитов Кисвск., стран. 170,— А Послание патриарха Луки к вел. кн Андрею Юрьевичу напечатано в Никоновой летописи (часть II, стран. 180),
Татищ. Росс истор , часть И, стран. 89.
Киевский Каталог митрополитов, собранный св. Димитрием, митрополитом Ростовским, и дополненный В, Г. Рубаном, напечат, в его Любопытном Месяцеслове 1776 г. в Москве, а с него, сокращен.,— в Киевском Месяцеслове 1797 г.
2и Напечат. в Продолжении Древней Росс. Вивлиофики, С. П. Б., 1786, часть 2, стран. 316,
История Рос. Государства, издан. 2, том I, прим. 474.
Нестор, по Кенигсбергскому списку, напеч. в С. П. Б,, 1767,
стран, 105.
33 Воскресенский список, напеч. в С. П. Б., 1793, стра. 185; Софийский Летописец, напеч. в М,, 1820, часть I, стран, 153.
п Сильвестра Косова Хронология, стран. 171; Никонова летопись, часть I, стран. 139, Каталог Киевский, издан. Рубаном, стран. 61.
История гос. Российского, том. И, примеч. 162.— Сию сказку первый выдумал Кассиан Сакович, отступник в унию, сославшись на какого-то, якобы русского, писателя Никанора 1240 года, и на нем-то Фризий и Орловский оставались Но униаты всегда усиливались чем-нибудь доказывать подчинение российской церкви издревле нэпе, в сем помогали им и иезуиты, из коих Ян Алонзий Кулеша в книге своей Wiara Prawoslawna, изданной 1704 г, в 4 листа в Вильне, насчитал 2837 доказательств сему!!!
Грамоты сии в Истории гос. Российского, том II, прим. 108.
Степенная Книга, ч. I, стран. 224; Никонова летопись, част. I, стран. 142.
Несторова летопись, стран. 105.
Нестор, стран. 130.
Там же.
Нестор, стран. 130; Никонова летопись, часть I, стран. 191; Степенная Книга, часть I, стран. 229.
История Российского гос., том II, прим, 160,
Bingham! Origin. Ecclesiastic, lib. VIII, cap. VII, § XIII, Voium III, pag, 274, edit. Halae, 1727; Исхода гл, 20, ст. 4; Левит, гл. 8, ст. 6.
В печатном жизнеописании св. великомученицы Варвары, по мнению Кисво-Златовсрхо-Михайловского монастыря игумена Феодосия Софонови-ча, сказано, что сия греческая княжна была дщерь Алексия Комнина, императора греческого. Но у Алексия Комнина не было дщери Варвары, как видно из Дю-Канжевых родословий императоров греческих. Carol! du Fresne du Cange Familiae Byzantinae ed. Venetiis, 1729, pag. 147. Посему надобно думать, что сия княжна была какая-нибудь сродница императору Алексию.
33 Степенная Книга, часть I, стран. 247 и другие летописи.
Татищев, не поверив тол иному числу церквей, бывших в Киеве, полагает сгоревшими только 30. Но летописатель Дитмар, современник Владимира Великого и Ярослава, сына его, свидетельствует, что и тогда в Киеве было больше 400 церквей и 8 торговых площадей. Со введения христианства в Россию не только князья, но и бояре, и достаточные граждане ревностно строили своим иждивением церкви, и от сего-то наипаче а Киеве, Новегоро-де, Пскове и в других знатнейших городах России весьма скоро умножились оные.
Степенная Книга, часть I, стр. 250; Патерик Печерский в житии Нифонта, епископа; Каталог Киевский.
Летопись по Воскресенскому списку, часть II, стран. 39.
Степей. Книга, часть I, стран. 251; Никон, летоп., часть И, стран. 95.
Обстоятельная повесть о сем помещена в Степенной Книге (часть I, стран. 309) и в Киевском Иерарх. Каталоге (стран. 67), и в Четии-Минеи под числом июня 5.
Татищев в Росс. Истории, том III, стр. 142, и История Российского гос., том. II, примеч. 414.
Никонова летопись, часть II, стран. 201 и 206; Татищева Росс. История, часть III, стран. 160 и 167.
X. Kaspra Niesieckiego Korona Polska, tom 3, drak. w Lwowie, 1740, in foL, k. 404.— De rebus gestis in Provmcia Russiae Ordinis Praedicatarum Commentarius Clementis Chodukiewicz, edit. Berdvcsowiae, 1/80, in iok, pag. II.
Данный ему ярлык опт хана Зенибека и ханши Тайдулы об увольнении его и духовенства от всех ханских пошлин, подвод, кормов, сборов и дорог и о неприкосновенности земель их, вод, огородов, мельниц И проч. см. в Древней Российской Вивлиофике,изд, 2, часть VI, стран, 19.
История Российского гос„ том VIII, в конце стран. 147.— Там помещены и сии вопросы с Соборными ответами, но не все. В рукописных Кормчих написано их в некоторых 33, а в других 41, в числе коих 8 Феогноста, епископа Сарайского, бывшего с Максимом в Константинополе. Но некоторые ответы странны для нынешнего времени.
См. грамоты в Истор. Российского гос., том. IV, примеч. 203.
Степенная Книга, часть I, стран. 414.
Нарушевич, исследуя о качатках католической веры и католических епархий в заднепровских областях, относит первые семена католической веры здесь еще к завоеваниям польского короля Болеслава Храброго с 1018 г., о чем сказано уже выше. Но, говорит он, в начале XIII столетия Роман, князь галицкий, взявший преимущество над киевскими великими князьями, и основавший великое княжение в Галиче, ослабил-де католицкую веру в русских княжествах и, хотя папа Иннокентий III писал к нему увещательную грамоту и предложил ему за сие титло короля Русского, однако ж он пренебрег сим увещанием. По убиении Романа в 1206 г. Коломан, королевич венгерский, вступив на престол галицкий, старался покорить папе русский народ, но оный не хотел оставить обрядов восточной церкви. По изгнании Коломана польский король Лешек Белый с сестрою своею Соло-меею, королевою галицкою, ввели в Киев монастырь доминиканский, основанный там польским доминиканом Иакинфом Одрованжем (о чем выше сказано), а папа Гонорий II грамотами увещевал разных русских князей к обращению. Но и тогда в Западной России заведшиеся католики не имели еще своего собственного епископа, а относились к Краковскому. Уже Генрик Брадатый, будучи опекуном малолетнего Болеслава Стыдливого, произвел аббата Оиатовского первым латинорусским епископом. Но сей первый епископ, так, как и другой по нем, Герард, произведенный (1234) из провинциалов доминиканских, были только титулярные. Вскоре за тем последовавшее нашествие татар все испровергло. Папа Иннокентий IV около 1252 г. установил русскую миссию из доминиканов и францисканов под именем Societas Peregrinantium, которые по некоторым местам построили католические церкви и монастыри и положили основание елекциям для будущих епископств в Киеве, Луцке, Хелме, Галиче, Перемышле, Каменце и Церете в Валахии. А когда наследство Даниила, короля галицкого, окончилось на Льве, сыне его, и Болеслав, князь мазовецкнй, овладел Чермною Русью, то в сих краях поселилось много поляков и мазовшан. По ссму-то случаю Казимир Великий, после Болеслава с 1340 г. овладевший Чермною Русью, дал больше способов католическому духовенству обращать Русь. Но в Киеве литовский великий князь Гедимин, овладевший сим княжеством, по грамоте папы Иоанна XXII ввел католического епископа еще с 1321 г. и восстановил католическую веру и духовенство, за 80 лет перед тем истребленные нашествием татар, и первым католическим епископом Киевским с сего времени произведен из доминиканских монахов Генрих, умерший около 1350 г. С сих пор начали размножаться по Киевскому княжеству католицкие костелы.— См. Нарушевича в его Historya Narodu Polskiego, издан. Варшавское, том VII, 1786, стран, 43 и след.— Несецкий в книге своей Когопа Polska, начиная с Генриха, до 1722 г. исчисляет 29 католицких епископов Киевских, из коих многие изгоняемы были. Ходыкевич к списку Несецкого прибавляет еще некоторых католицких Киевских епископов. Но Ян Бельский в книге своей Widok Krolewstwa Polskiego (издан, в Познане, 1763, том I, стран, 229) говорит, что Киевские католицкие епископы никогда в Киеве особого своего костела не имели, а служили в доминиканском и зависели от Львовского Галицкого архиепископа или митрополита. В Киевском Каталоге (стран. 86) сказано, однако ж, якобы 1433 г. в Киеве «первый костел Римский создан и первый Бискуп поставлен бысть княжащу в нем по Витовтовом княжении Свидригайлу, брату Короля Польского Ягелла, Веры Латинской бывшу злонравну и свирепу». Самуил Бандтке* в истории своей Dzieje Krolewstwa Polskiego (издан, 2, во Вроцлаве, 1720, том II, стран. 4) приписывает польскому королю Владиславу II Ягеллу (около 1433), а не Свидригайлу основание латинского епископства Киевского и Хелмского,
Историограф относит сей Устав к позднейшим временам, попгому-де, что завоевание литовцами Смоленска случилось уже в 1404 г. Но, по его же Истории, Смоленск литовцами завоеван был еще в 1386 и 1395 г., и границы литовских завоеваний простирались тогда даже глубже в Великую Россию. Притом можно было и без литовских завоеваний Смоленской епархии причисляться к малороссийским, по древнему порядку. Кодин здесь не упомянул еще о Черниговской и Полоцкой епархиях, которые в 1414 г. вместе с упомянутыми им семью причислялись уже к Литовскому Великому княжеству и к Литовской или Киевской иерархии.— См. Никонову летоп., часть V, етр. 58.
Georg П Codini Curopolatae de Officiis Magnae Ecclesiae et Aulae Con-stantinopolitanae, edit. Venetiis 1729, in fot., pag. 343, 346 et 351. В Бан-дуриевом издании Андрониковой росписи митрополий (в книге его Impe-rium Orientate, edit. Venetiis, in fol., 1729, tom I, pag. 196) Русская митрополия поставлена под 71, а Литовская под 82 степенью.
См, Нарушевича в его Польской истории, том IV, стран. 267; том VI, стран. 301 и том VII, стран. 87 и след., где напечатана и вышеупомянутая булла Григория XI. По сей-то булле и некоторым другим Ходыкевич заключает, что католическая в Галиче архиепископия и митрополия основана еще около половины XIII столетия. (Ходыкевич in Commentario de rebus gestis in Provincia Russiae Ordinis Prdedicatorum, pag, 257 et sqq. 299 et 302). Но поелику, по сказанию Нарушевича, галицкие князья Роман и Даниил в XIII веке много препятствовали успехам католической веры, то едва ли справедливо при них основание Галицкой католической митрополии. Христиан Готтлиб Фризе в книжке своей La Metropolitaine de Leopol avec sec Archeveques jusqu' a noire terns, изданной в Варшаве 1758 г. в 4 л., весьма ясно обнаружил неосновательность и анахронизмы польских писателей о Галицкой и Львовской митрополии католической. Перевод сей, редкой уже, книжки можно видеть на польском языке в журнале виленском Dzije Dob-roczynnosci, 1824, 2 и след. Фризе, между прочим, приводит вопреки дру
гим историкам следующее замечательное свидетельство из летописей Львовского митрополитанского костела: Anno Domini 1414 Joannes XXIII ex parochiali ecclesia Leopoliensi Metropolitanam fecit, subjacens ei hos Episco-patus: Premisliensem, Camenecensem, Chelmensem, Vlod immense m (qui nunc Luceorensis est), Ceretensem in Moldavia (in cujus locum Bacoviensis successit) et Kioviensem. Из сего свидетельства видно, что Львовская католическая митрополия учреждена или перенесена из Галича уже в то самое время, когда литовский вел. кн. Витовт думал об учреждении у себя Литовской, особой от Московской, что сходно будет и с Кодиновым свидетельством о Галицкой митрополии, но неправославной.
5Ї Обстоятельное описание сего происшествия и Собора помещено в Никоновой летописи, часть V, стран. 51 до 65.
Dlugoss Histor. Polon., lib. XI, pag. 375 et 409.
Сия Летопись Линденблатова еще не напечатана, но известна уже в России по выпискам из нес, сделанным для канцлера графа Н.П.Р., и наш историограф ссылается на оную в Истории гос. Российского, том V, прим. 242.
О сем свидетельствует Псковская летопись, а польские и униатские историки думали, что он сожжен за непреклонность к унии; московские ж почитают его униатом, но тогда и нс было еще унии.
96 Грамоты на сие находятся при киевском католическом костеле.
Кромер, lib. XX.
Ill
Самуил Бандтке в книге своей Dzieje Krolewstwa Polskiego, издан. 2, 1820, во Вроцлаве, т. II, стран. 142, признается также, что до 1596 г. никогда не было повеемственной унии, и после сего она частно только распространялась и уже со времени Замойского Синода 1722 г. сделалась повсем-ственною. А Завещание Поцеево напечатано при жизнеописании его, сочиненном Львом Кишкою и изданном с Поучениями и Беседами Поцеевымн в Супряле 1714 г.
Все эти происшествия обстоятельно описал униат Игнатий Стебель-ский в книге своей Z у wot у ss. Panien у Matek, Ewfrozyny у Parascewii Zakonnic у Hahumeniy Polockich, tom II, druk. w Wilnie, 1782, od kart 104 do 145. Согласно с ним пишет Бндтке в Dzteje Krotewstwa Potskiego tom II, стран. 168 и след; и 203.
Все сии грамоты Константин, князь Острожский, тогда же напечатал и издал из Острожской своей типографии в 4 листа. Экземпляр сей редкой книжки есть в киево-печерской библиотеке, а запретительная грамота короля Стефана латинским подлинником с русским переводом напечатана в Архиве Белорусских Грамот, изданных в М, 1824 г, иждивением канцлера графа Н.П. Румянцева под № 15.
Истор. гос. Российского, том. X, стран. 118; Стебельский, том II, стран. 161.
Сии обстоятельства с последовавшими до Брестского Соборища взяты из выписки иеромонаха Михаила Павловича Лосицкого, сделанной им п 1670 г. из одного русского хронографа в Троицком общежительном Густинском прилуцком монастыре.
В выписке Лосицкого сказано, что Кирилл был двоеженец, не соблюдал монашеских постов, убил Филиппа, маляра, прелюбодействовал с женой брата своего, давал у себя пристанище ворам, приносившим к нему краденое, подделывал золотую монету и проч. Князь Константин Константинович Острожский во всем этом обличил его, но Кирилл за то поссорил его с одним знатным вельможею.
бе Лев Кишка, униат, прототроний и администратор униатской митрополии, епископ Владимирский и Брестский (после бывший и униатским митрополитом), при издании Поучений и Бесед Поцеевых (Kazama у Homihe), переведенных им с русского‘на польский язык и напечатанных в Супряль-ском базилианском монастыре 1714 г в 4 листа, в жизнеописании Поцея говорит, что он родился в 1541 г в Рожанце от православных родителей Льва Поцея, бывшего подскарбием и писарем при короле Сигизмунде I, и матери Анны, по фамилии Лощанки, при крещении назван Адамом, учился в Краковской академии, а потом служил при дворе помянутого короля сперва писарем, после судьею и, наконец, кастелланом брестским, был женат на Анне, дочери острожецкого князя Феодора, и воспитал несколько детей обоего пола, убежден к отступлению от православия кардиналом и нунцием Ком-мендонием и потом, по смерти жены своей, имея намерения совратить в унию русский народ, отказался от ка стелл а нс кого чина и постригся в монахи, а вскоре за тем на место умершего Владимирского и Брестского епископа Мелетия Хрептовича-Буржинского, или Богуринского, в 1590 г избран и посвящен во епископа Русский хронограф рассказывает о худых предзнаменованиях, случившихся,'якобы, над Поцеем в церкви при первом его приступе к пострижению.